Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Инвесторы выходят на региональную тропу

08:07, 1 марта 2006

Гостиничный рынок Москвы и Санкт-Петербурга, на долю которых приходится около 80% всех доходов, генерируемых отелями по стране, привлекает инвесторов возможностью более быстрого возврата вложенных средств, относительной прозрачностью основных процессов, меньшими рисками капиталовложений. Но, в силу тех же причин, выход на эти рынки становится год от года все более затруднительным. Это обстоятельство, а также постепенное насыщение обеих столиц гостиницами, заставляет потенциальных инвесторов выходить на региональные «тропинки». При этом выбор «правильного» региона, уровень развития которого дает надежду на возврат капиталовложений, становится одной из основных проблем.

Пока основной интерес инвесторов сконцентрирован на городах-миллионниках. За ними следуют крупные промышленные центры в европейской части России и Сибири. Города Золотого кольца, гостиницы на черноморском побережье и в курортных центрах, включая крупные горнолыжные направления, рассматриваются как объекты «вторичного интереса». Это связано с ярко выраженной сезонностью спроса на услуги размещения в туристическом сегменте, что увеличивает сроки возврата вложенных средств и, соответственно, риски по гостиничным проектам.

На сегодняшний день региональные гостиничные рынки представляют большой простор для нового строительства: основной объем действующего здесь предложения сформирован объектами советской постройки, в лучшем случае, 20-летней давности. Большинство этих «отелей» исчерпали свой эксплуатационный ресурс и требуют комплексной реконструкции.

Новые гостиницы, имеющие более 100 номеров, представлены на региональных рынках, как правило, единичными объектами, позиционирующимися на стыке верхнего и среднего сегментов. Отсутствие новых средств размещения класса 4-5*, не относящихся к разряду малых отелей, объясняется структурой спроса, в которой заметно преобладают российские посетители, прибывающие в регион с деловой целью. В отличие от западных коллег они, как правило, не готовы останавливаться в гостиницах высокого уровня. Потребности в размещении «по высокому разряду» удовлетворяются здесь за счет номеров класса «люкс», «домов приема» или высококлассных гостиниц небольшой вместимости.

До настоящего времени основной объем нового предложения в регионах формировался малыми отелями (от 10 до 50 номеров) и мини-гостиницами (менее 10 номеров). Это и понятно: сокращая объемы номерного фонда, инвесторы минимизируют объемы капиталовложений и риски освоения гостиничного рынка. К этому их подталкивает также отсутствие свободных средств и кредитная политика финансовых структур, предлагающих «дорогие» и «короткие» деньги. Малые отели занимают свою нишу на гостиничных рынках российских регионов, не меняя, в целом, общую ситуацию, характеризующуюся тотальным дефицитом средств размещения и, как следствие, несоответствием цены за размещение уровню качества предлагаемых услуг.

В целом гостиничные рынки регионов находятся в стадии формирования. Здесь остаются вакантными целые сегменты соответствующего предложения и практически отсутствует конкуренция между существующими отелями, о чем говорит высокая загрузка действующих гостиниц.

РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНЫХ ПРОЕКТОВ В НЕКОТОРЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ
Город Объем гостиничной базы Среднегодовая загрузка ведущих гостиниц Планы расширения
до 2010 года
Построено в
2003-2005 гг.
Основные реализованные проекты
Санкт-Петербург 139 гостиниц на 36 тыс. мест 63% 20 гостиниц на 12 тыс. номеров 9 гостиниц на 1624 номера Ренессанс-Балтик-отель, 5*, 102 ном;
Новотель, 4*, 233 ном;
«Невский, 22», 4*, 33 ном;
«Амбассадор», 4*, 256 ном.
Ярославль 22 на 1569 мест 45% 5-10 гостиниц, до 1000 мест 1 гостиница Ring Premier Hotel, 4*, 122 номера
Самара 20 гостиниц на 3500 мест 65% 10-12 гостиниц. До 2000 мест 1 гостиница Ренессанс-Самара, 4*, 196 номеров
Омск 10 на 1100 мест 72% 3-5 гостиниц, до 500 мест 1 гостиница в стадии строительства -
Новосибирск 64 гостиницы на 4431 место 65% 8-10 гостиниц на 1500 мест 4 гостиницы в стадии строительства -
Нижний Новгород 19 гостиниц на 2054 мест 55% 10 гостиниц, 2240 мест 1 гостиница Александровский сад, 4*, 52 номера
Екатеринбург 47 на 4250 мест 63% 30-34 гостиниц, более 3000 мест 10 гостиниц на 647 мест Park Inn, 4*, 160 мест; Рингс, 3*, 22 ном; Визави, 3*, 48 номеров
Тюмень 18 на 4400 мест 71% До 10 гостиниц на 1000 мест 1 в стадии строительства -
Псков 10 гостиниц на 1238 мест 55% До 2000 мест 1 гостиница «Старые кварталы»
Калининград 19 на 1723 места 74% 10-15 гостиниц до 4500 мест 3 гостиницы на 86 номеров -
Улан-Удэ 10 на 600 мест 82% 1-2 гостиницы, 200-250 мест - -
Источник: Colliers International, Moscow, 2005

Несколько слов о тенденциях изменения региональных рынков.

Выход на региональный рынок современных гостиничных объектов, достаточно крупных, чтобы завоевать на нем свою долю, приведет к коренным изменениям, результатом которых будет снижение конкурентоспособности действующих объектов. Если старые гостиницы не смогут снизить цены и повысить качество своих услуг, они будут вытеснены более успешными конкурентами.

Региональные гостиничные рынки и дальше будут пополняться, в основном, проектами малой и средней вместимости, позиционирующимися на стыке верхнего и среднего сегментов (3-4* международного уровня).

Гостиницы экономкласса, как и объекты более высокой классности, управляемые международными операторами, будут представлены единичными примерами, имеющими не столько экономический, сколько имиджевый характер. Первые проекты такого уровня уже находятся в разработке на рынках регионов, наиболее развитых в этом отношении. Например, в прессе неоднократно заявлялось о намерении построить гостиницы высокого класса в Екатеринбурге (под управлением Hyatt), в Калининграде (Marriott или Sheraton), а также в областных столицах тех регионов, где любят подчеркнуть статусные моменты, как в Уфе или Казани.

Объекты класса «люкс» появляются и будут появляться в курортных центрах, поскольку в представлении потребителей отдых часто сочетается с гостиницами высокого уровня комфорта и с эксклюзивным обслуживанием. Так, например, в Светлогорске в 2005 году открылся отель «Гранд-Палас», получивший сертификат соответствия уровню 5* по европейской системе сертификации. Строится бутик-отель высокого класса в Сочи (реконструкция санатория «Родина», проводимая компанией «Русские отели») и т.д.

Говоря о регионах, мы, конечно, имеем в виду, в первую очередь, столицы областей, которые и привлекают основные инвестиции. Сравнение гостиничной базы областной столицы с ситуацией, складывающейся в регионе в целом, дает картину, похожую на сравнение гостиничной базы Москвы с региональным центром. Так, например, гостиницы Екатеринбурга формируют 82% доходов гостиничного сектора всей Свердловской области. В Туле это соотношение составляет 53%, в Воронеже – более 70%. (Марина Смирнова, Colliers International, специально дляRATA-news H&R)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно