Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Как изменились жизненные принципы россиян за последние двадцать лет

В прошлом году за пределы своих регионов с целью туризма и отдыха выехало 37% россиян, при этом на каждого из них пришлось 2,9 поездки. Среди лидеров по количеству путешествующих – Москва, Дальний Восток и южные регионы с примерно одинаковыми показателями выезжающих 46-47%. Такие данные, полученные в результате исследования, озвучил на конференции в рамках выставки MITT директор по работе с клиентами отдела Digital исследований GfK Rus Петр Залесский.

Но вообще-то масштабное исследование GfK касалось жизненных принципов разных поколений россиян и заняло без малого двадцать лет. В 1997, 2001, 2008, 2014 и 2018 годах более 2100 респондентов в возрасте от 16 лет (в проекте участвовали жители 239 населенных пунктов из 82 регионов) выбирали одно из двух оценочных высказываний.

Высказывания, например, такие. «Я больше сижу дома» или «Открываю для себя мир и больше путешествую». Как показало исследование, большинство россиян – домоседы: первый вариант выбрали более 60%. Примечательно, что среди молодежи таких 66%, а среди взрослого населения – 61%. Почему? По словам г-на Залесского, одна из гипотез заключается в том, что современные технологии позволяют путешествовать по миру и получать впечатления, не выходя из дома.

Кто же эти 37%, желающие путешествовать? 56% – мужчины, 59% – семейные, с не очень высоким доходом, особенно если сравнивать с московским. Что касается занятности, то первыми идут офисные служащие (27%), затем квалифицированные рабочие (14%) и пенсионеры (11%).

Еще высказывание на выбор – «Ищу перемен» или «Остаюсь верен своим привычкам». В 1997 году второй вариант выбрало 44% молодых людей в возрасте до 29 лет, в 2018-м – 49%. «В целом россияне декларируют верность традициям и привычкам, но можно сказать, что сегодняшняя молодежь, сохраняя стремление к переменам, все-таки дрейфует вслед за взрослыми в сторону стабильности», – отмечает эксперт.

«Люди и идеи должны иметь возможность перемещаться свободно» или «Сохранение национальной самобытности превыше всего». Как и двадцать лет назад большинство россиян не видят необходимости в железном занавесе, декларируя открытость миру: в 1997 году за сохранение национальной самобытности выступало лишь 26% молодежи, в 2018-м – 25%. Среди взрослых – 37% и 35%, соответственно.

«В будущем наука и техника сделают нашу жизнь легче» или «Развитие технологий угрожает свободе личности». По словам эксперта, молодые люди, как и прежде, полагаются на технический прогресс, однако вместе с этим наблюдается рост беспокойства, связанный с защитой личной жизни и персональных данных. «Это ли не обратная сторона технического прогресса?» – задается вопросом Петр Залесский.

Выбор вариантов «Я открыто демонстрирую свой успех» или «Стараюсь, чтобы успех не бросался в глаза» наглядно показал: и молодые люди, и старшее поколение в целом, похоже, прошли путь от демонстративного потребления к неприятию показного имущественного неравенства. «На рубеже 2015-2016 годов постепенно становится немодным кичиться своим достатком, и мы видим, что среди молодежи эти настроения стали преобладающими: в 2014 году скромность предпочитали лишь 48% молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, сегодня таких уже 66%», – пояснил эксперт.

За последние двадцать лет остались преобладающими фокусировка на собственной личности и запросах, ожидание перемен, но при этом стремление оставаться в зоне комфорта, работать в удовольствие, не напрягать и не напрягаться, подводит итог Петр Залесский. А также поддержка общепринятых норм и правил, конформизм и стремление к сотрудничеству. Как в фильме «Курьер» 1986 года, когда главный герой говорит: «А принципы самые несложные: хотелось бы иметь приличный оклад машину, квартиру в центре города и дачу в его окрестностях. И еще поменьше работать». Вопрос – что изменилось? Практически ничего.

 

Екатерина Веллинг, специально для RATA-news

Фото автора