Пегас
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Беларусь сделала большой шаг навстречу российскому туризму

Во вчерашнем номере RATA-news мы начали рассказывать о прошедшей в Минске встрече российских операторов-автобусников с представителями органов пограничного, таможенного и транспортного контроля Беларуси. Напомним, что на переговорах обсуждались проблемы пересечения туристическими автобусами белорусско-польской границы. Российскую сторону на переговорах представляли руководитель Комиссии РСТ по автобусному туризму и генеральный директор компании «Анкор» Ольга Санаева, генеральный директор компании «Интерс» Татьяна Козловская, генеральный директор компании «Старый город» Елена Попова, финансовый директор компании «Кругозор» Алексей Яковлев, представитель компании «Нева» Алексей Корнев, представитель петербургской компании «Петротур сервис» Юлия Захарова, глава представительства Польской туристической организации в Москве Анджей Сераковски и пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.

С белорусской стороны на встрече присутствовали первый заместитель министра спорта и туризма Беларуси Валерий Хатылев, начальник Управления пограничного контроля Госкомитета пограничных войск полковник Николай Курашов, начальник отдела таможенного контроля Государственного таможенного комитета Сергей Федоров, начальник отдела контроля в пунктах пропуска Министерства транспорта Владимир Ипатов, директор «Белинтуриста» Мария Филипович и другие представители заинтересованных ведомств.  

Итак, правом координации автобусного потока с целью избежания многочасовых очередей на границе наделено Республиканское унитарное предприятие «Белинтурист». В принципе, это предполагает распределение автобусов по трем пунктам пропуска – Варшавский мост, Брузги и Берестовица. Но поскольку все программы российских компаний построены с учетом пересечения границы именно через Варшавский мост и привязаны к расписанию движения поездов из Москвы до Бреста, с руководством «Белинтуриста» достигнута договоренность, что автобусы, прибывающие из России, будут преимущественно направляться на Варшавский мост. Со своей стороны, представители московских и петербургских компаний выразили готовность ознакомиться с работой неосвоенных ими пунктов Брузги и Берестовица и изучить возможность их использования при организации туров.

Как подчеркнула на прошедшей встрече директор «Белинтуриста» Мария Филипович, турфирмы вовсе обязаны заключать договор с этой компанией - для остальных граница не закрывается. Однако преимущество при прохождении контроля все же будут иметь автобусы со специальным знаком «Белинтуриста», то есть время появление которых на границе известно заранее. Сам договор также вызвал у туроператоров ряд вопросов. В частности, он предусматривает заблаговремеменное – за 20 дней - оформление заявки на пересечение границы с указанием численности группы. Но если график выезда автобусов операторами уже выстроен практически на весь сезон, то численность группы может меняться до момента окончания продажи конкретного тура. Белорусские пограничники пообещали учитывать это обстоятельство и подтверждать заявки на прохождение границы в более гибкие сроки.

Договор с «Белинтуристом» предусматривает оплату услуг по пересечению границы в размере 27 евро за каждый российский (или другой зарубежный) автобус и 22 евро, если автобус белорусского производства. В связи с этим российские туроператоры вновь подняли резонный вопрос: а как быть с оплатой так называемого «погрансервиса», который взимается с физических лиц непосредственно в Бресте – при том, что сервиса никакого нет? Напомним, что более года назад Российский союз туриндустрии направлял в Постоянный комитет Союзного государства официальное письмо в связи с введением в пункте пропуска Варшавский мост дополнительного сбора при отсутствии какого-либо сервиса. Как следовало из официального ответа, поступившего на имя президента РСТ, сбор был введен решением Брестского областного совета депутатов, который предполагает внести на очередную сессию рассмотрение вопроса о снижении ставок сбора для пассажиров, следующих в туристических автобусах международных маршрутов в 5 раз. Ответ был подписан в июле 2004 года, но ничего с тех пор не изменилось.

Разумеется, оплата услуг «Белинтуриста» без отмены брестского сбора должна сказаться на стоимости турпакета. Но поскольку туроператоры-автобусники цены на свои программы уже опубликовали, даже минимальное повышение стоимости туров может вызвать болезненную реакцию потребителей с невысоким уровнем доходов. Поэтому, соблюдая интересы своих клиентов, операторы будут вынуждены взять дополнительные расходы на себя, что весьма ощутимо для экономичных и малорентабельных автобусных туров. В обсуждении этого вопроса в Минске принял участие первый заместитель министра спорта и туризма Беларуси Валерий Хатылев. Он выразил готовность работать над тем, чтобы уйти от посредников, устанавливающих «дополнительный шлагбаум» на границе. С целью отмены брестского сбора предполагается оформить соответствующий протокол, который подпишут руководители Министерства спорта и туризма, Государственного комитета пограничных войск и Государственного таможенного комитета Беларуси.

Как мы уже сообщали, согласно совместной инструкции ГТК и ГКПВ Беларуси «О порядке пропуска через госграницу лиц, транспортных средств и товаров», с 1 мая время контроля для туристических автобусов не должно превышать 30 минут с момента прибытия на полосу оформления, то есть после пересечения шлагбаума. Этот пункт повестки дня на переговорах в Минске вызвал наиболее оживленную дискуссию. Подробности читайте в завтрашнем номере RATA-news.