Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

«Быстро растет интерес к Крыму, восточному побережью Байкала, горнолыжному курорту Шерегеш»

Пассажиропоток на внутрироссийских направлениях в 2018 году может вырасти на 8%, в том числе за счет ЧМ по футболу. Рост в сфере транспорта – хороший знак для всей экономики страны, полагает совладелец аэропортового холдинга «Новапорт» Роман Троценко. В интервью «Известиям» бизнесмен рассказал о подготовке к ЧМ, увеличении турпотока в Сибирь и скором запуске круизных туров для россиян.

 

- В составе вашего холдинга уже 16 аэропортов. Вы планируете расширяться дальше?

- Планируем строительство новых крупных терминалов. В этом году уже сдали терминал в Перми, завершили строительство терминалов в Калининграде, неделю назад состоялось открытие объектов в Волгограде. Из проектов на ближайшее время – строительство крупного терминала в Челябинске к саммиту ШОС и начало строительства пересадочного хаба в Новосибирске площадью порядка 200 тыс. кв. м.

 

- Сейчас наше основное туристическое направление – Крым. Как вы видите там свои перспективы?

- В Крыму мы не управляем и не владеем активами. Но видим, как пассажиропоток на полуостров растет из года в год – быстрее, чем на всех остальных направлениях. Думаю, по итогам года прирост будет примерно на 20%. Всё больше людей собираются либо впервые отдохнуть в Крыму, либо возвращаются туда. Сейчас Крым для нашего аэропортового холдинга – третье направление по популярности после Москвы и Сочи.

 

- Полагаете, пассажиропоток будет расти, несмотря на открытие автомобильного движения по Крымскому мосту?

- Да. Для тех, кто любит путешествовать на автомобиле и живет не очень далеко, в южной части страны, действительно удобнее воспользоваться машиной. Но для большинства россиян авиационный транспорт, конечно же, останется основным. Можно предположить, что семья поедет отдыхать из Ростова или даже из Москвы в Ялту на машине. Но из Новосибирска или Тюмени это сделать сложно.

 

- Какие направления интересны вашей компании, помимо таких популярных, как Крым, Москва и Сочи?

- Мы видим рост интереса к Улан-Удэ – это восточное, очень чистое побережье Байкала, незастроенное, неиспорченное. Год от года всё больше людей едут на Байкал, причем не только летом. Такая поездка прекрасна и зимой, когда вы видите пятиметровую толщу абсолютно прозрачного льда, как вот это стекло, с вмерзшими в него пузырьками воздуха. Это очень красиво, плюс всегда хорошая погода, всегда солнце.

Очень вырос интерес к горнолыжному курорту Шерегеш в Кемеровской области. Туда ездит уже 1,2 млн человек в год. Это молодежный курорт и самое крупное место для зимнего спортивного отдыха в западной Сибири. Мы рассматриваем сейчас совместно с администрацией области проект строительства аэропорта в Шерегеше. Пассажиропоток огромный, и он растет постоянно.

 

- Еще одно крупное направление в вашем бизнесе – речное пароходство. Как вы оцениваете перспективы отечественных судостроительных заводов?

- В России есть два предприятия, которые вполне успешно могут строить пассажирские суда – это завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде и завод «Лотос» в Астраханской области. В прошлом году подписали первые акты, заложено два судна. В частности, речь идет о строительстве пассажирского теплохода на 300 человек. Подчеркну, что последний раз такой проект создавали в 1964 году. После этого Советский Союз в основном закупал подобные суда за рубежом.

Мы рассчитываем на то, что этот сектор будет развиваться и дальше. Есть же целые акватории, допустим, Каспий, где есть что посмотреть туристам. Представляете, вы же можете объединить, допустим, поездку в Казахстан, Россию, Иран и Азербайджан. Это очень интересно. Но сейчас спрос нулевой, потому что нет судов – соответственно, нет предложения. Когда мы собирали предварительные заявки на этот маршрут, поняли, что турагентства он интересует. В следующем году мы откроем предварительное бронирование на круизы.

 

- А насколько востребованы ваши яхтенные порты? Планируется ли открывать новые яхтенные стоянки, например, в Крыму?

- За последние пять лет построили почти всё, что можно было. Сейчас завершатся несколько крупных проектов в Крыму. По большому счету, в России нехватки этой инфраструктуры нет.

Спрос есть, но нельзя сказать, что он стремительно растет. Это скорее хобби для людей, чем способ передвижения. Разделяют его, скажем, 10 тыс. человек, в речные и морские круизы ежегодно в России отправляется 300 тыс. человек пользуются такими услугами. А если мы говорим об авиасообщении, то это уже 100 млн человек. Поэтому авиация, без всякого сомнения, в ближайшее время останется самым перспективным видом транспорта в России.

 

- Часть аэропортов «Новапорта» находится в местах проведения чемпионата мира по футболу. Сейчас это особо важные стратегические объекты. Будут ли повышаться сборы в этот период?

- Два аэропорта нашего холдинга находятся в городах, которые принимают матчи ЧМ – это Калининград и Волгоград. Оба реконструированы, все работы завершены как раз к чемпионату. Тарифы на период ЧМ – льготные. Применяемая плоская шкала налогообложения позволяет авиакомпаниям экономить на аэропортовом обслуживании. Сами аэропортовые сборы составляют небольшую часть от стоимости билета – примерно 7–8%. Но тем не менее, это наш вклад. Самое главное, что была создана новая, современная инфраструктура.

- Изменится ли ситуация на авиарынке в связи с проведением ЧМ?

- Думаю, что этот год будет хорошим для гражданской авиации в России. По моим прогнозам, рост по рынку составит порядка 8%. Это большой рост. И это очень важный показатель, потому что транспортная сфера всегда в первую очередь теряет из-за кризиса – падают показатели по отгрузке товаров, предоставлению услуг. И также наоборот: когда начинается период экономического роста, транспорт растет в числе первых.

Ряд пассажирских автоперевозчиков уже готовятся подсчитывать убытки, которые они понесут из-за сорванных рейсов в города, принимающие чемпионат мира по футболу. Пока речь идет об одном дне – 1 июня.