Калуга

«Выживут агенты, которые заранее позаботились о подушке безопасности»

Профессиональное сообщество Radio Travel обсуждает самый животрепещущий вопрос туристического рынка – выживут ли турагенты на продажах только внутренних поездок, если выездной туризм не возобновится до осени? И поедут ли туристы, привыкшие отдыхать за границей, на черноморское побережье России?

Под активно развернувшимся обсуждением порядка 400 комментариев, из которых явно следует: если придется продавать только Россию, мало кто продержится до осени. «Если нам к 1 августа Турцию, Кипр, Тунис не дадут, мы до осени не дотянем. По России 5-7% всего было продаж из объема 2019 года, да и те – пенсионеры или прямо бюджетные июнь или сентябрь», – таков основной мотив комментариев.

В числе проблем моментов работы с внутренними направлениями можно выделить несколько ключевых.

Невыгодно: курортные отели, санатории и пансионаты не заинтересованы в сотрудничестве с турбизнесом, не желают выплачивать комиссию. При этом прямому клиенту предлагают расценки чуть не в полтора раза ниже, чем при покупке через агентство.

Большой риск потери клиента: нередко уже прибывшему от агентства туристу прямо на ресепшн заявляют: «Зачем же вы переплатили, мы бы вам скидку сделали!».

Ценовая политика курортных объектов. К примеру, в одном агентстве пытались подобрать альтернативу десятидневному туру в Кемер с проживанием в отеле 5* на «ультра все включено» за 100 тысяч рублей на двоих. Путевку брали еще в ноябре 2019-го на июнь по акции раннего бронирования. «Клиенты сказали, если что-то получится найти нормальное, мы полетим, хоть попробуем наш юг. Нереальный квест. Остаются дома, перенесли поездку в Турцию на 2021 год».

Частое несоответствие цены уровню сервиса: персонал на местах далеко не всегда, скажем так, корректен с туристами, которым агенты долго рассказывали о плюсах отдыха в России.

В целом, как отмечают участники обсуждения, сервис и формат отдыха, к которому россияне привыкли в той же Турции, то есть all inclusive, детская анимация и т.д., слабо развит на российских курортах. Одна из комментаторов откровенно призналась, что не хочет продавать российские курорты: «Люди к сервису привыкли и хорошей еде, анимации для детей и взрослых. В России это редкость. А море...»

Кроме того, большинство россиян на наши курорты едут самостоятельно. А если и обращаются в турагентства, то используют полученные сведения как ориентир для онлайн-бронирования. И это еще одна причина, почему многие агенты обычно делают ставку на продажи зарубежных туров. В нынешних условиях им будет непросто переквалифицироваться на внутренний продукт.

Ограничения по формату отдыха, обозначенные в рекомендациях Роспотребнадзора, также отрицательно влияют на выбор россиян. Агенты отмечают, что люди не хотят отдыхать в карантинных условиях, то есть фактически сидеть взаперти за свои же деньги. В частности, в Краснодарском крае отдыхающим, прибывающим на лечение и оздоровление, запрещено покидать территорию санатория в течение 14 дней. Уже пошли отказы на июль.

Те, кто всё же рассчитывают продержаться на внутреннем туризме до осени, считают, что это возможно, только если цены будут конкурентоспособны, а условия проживания и сервис соответствовать ожиданиям туристов: «Тогда не то что выжить, а еще и заработать можно!». К позитивным факторам можно отнести надежду, что всё еще возможно, «если отели не будут давать скидки туристам, если комиссия будет выше 10%, если будет доступная перевозка и туры на Алтай, Камчатку».

Но чаще встречаются довольно пессимистичные комментарии. Вот пример: «Не потянут наши морские курорты больший объем туристов, чем в докоронавирусные времена. На всех оборудованных пляжах и раньше летом яблоку негде упасть было. Такая многолюдность плюс стандартные летние «кишечка» и ротавирусы создадут адский очаг инфекций». Отдыхающие на российском побережье действительно каждое лето заполняют соцсети жалобами на кишечные инфекции.

Можно назвать превалирующим среди агентов мнение, что «90% россиян воздержатся от отдыха в 2020, дабы сохранить свои денежные средства для качественного сервиса зарубежных курортов в 2021. А в текущем году отсидятся на дачах или же поедут дикарями».

Одна из агентов опросила своих туристов – готовы ли они переориентироваться на наши юга, если закроют границы. «Только 5% согласились ехать в отели, в основном силовики. 30% сказали, что поедут дикарями, как раньше, потому что не видят смысла платить отелям за некачественный сервис, а качественный стоит как три поездки в Турцию. Еще 5-7% ответили, что поедут в гости к родне/друзьям. Остальные будут ждать открытия границ».

В то же время многие агенты признают, что не любят внутренние направления, «потому что плохо знают, и продавать то, что уже сто лет знаешь, всегда проще, а чтобы изучить что-то новое, надо потратить немало усилий!»

Один из последних комментариев фактически подводит итог обсуждения: «Плохо, когда единственный повод поехать на отдых в России – невозможность выезжать за границу. Это даже компромиссом назвать трудно».

По мнению основателя сообщества Radio Travel, генерального директора компании «Меридиан-тур», руководителя комитета по турагентской деятельности РСТ Анжелы Галкиной, выживут те турагенты, которые заранее позаботились о подушке безопасности, – накопили сбережения, оптимизировали затраты и уже имеют давний опыт продажи российских курортов. Остальные не смогут быстро перестроиться, поскольку этот продукт надо знать и уметь продавать. «Сейчас в бизнесе нет условий, в которых могли бы существовать турагентства, для этого нужны и зарубежные, и российские турпотоки. В России мало объектов с адекватным соотношением цены и качества, да и мы в нынешней ситуации не можем гарантировать туристам нормальные условия отдыха. Да и отдых ли это? Скорее смена обстановки», – сказала она RATA-news.

Г-жа Галкина также согласна с коллегами, что самостоятельных туристов в этом сезоне будет больше, чем обычно. И если санатории и пансионаты обязаны запрашивать у гостей справки об отсутствии инфекции, то в частном секторе этого никто делать не станет. «В этой ситуации именно турфирмы могли бы стать дополнительной гарантией, что россияне поедут отдыхать с ваучером, а значит, со всеми необходимыми медицинскими справками», – полагает г-жа Галкина.

Наталья Панферова, RATA-news