№2569
Госдума отказалась поддержать призыв ЛДПР не ездить в Турцию
Вчера Госдума не поддержала проект заявления ЛДПР с призывом к правительству РФ принять меры по обеспечению безопасности российских туристов за границей. В частности, предлагалось рекомендовать россиянам не ездить в Турцию.
Как отмечается в документе, начало туристического сезона в этом году в Турции ознаменовалось серьезной автомобильной катастрофой, в которой погибли 14 россиян, 26 получили ранения различной степени тяжести. По мнению депутатов от ЛДПР, это говорит о недостаточной эффективности существующих механизмов обеспечения безопасности российских туристов в иностранных государствах. В своем проекте заявления они отмечают, что правительству РФ необходимо рекомендовать российским гражданам воздержаться от поездок в составе туристических групп в Турцию, создать и официально опубликовать "рейтинг" иностранных государств в соответствии со степенью опасности, которой в них подвергаются туристы, а также разработать правовой механизм оперативного разрешения конфликтов, когда требуются экстренные эвакуация, расселение туристов и выделение на эти цели соответствующих финансовых средств.
Кроме того, ЛДПР обращалась к правительству с просьбой разработать правовые основания для исключения туроператоров из Единого федерального реестра в случаях нарушения ими законодательства, подписать соглашения о сотрудничестве между Федеральным агентством по туризму и МИД РФ в области обмена информацией об угрозе безопасности российских туристов за рубежом и разработать правовой механизм содействия дипломатическим представительствам и консульским учреждениям РФ в повышении эффективности оказания правовой и иной неотложной помощи российским туристам, оказавшимся в затруднительном положении, прежде всего в государствах, наиболее часто посещаемых ими.
Госдума в итоге дискуссии отклонила проект постановления «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О необходимости принятия мер по обеспечению безопасности российских туристов (экскурсантов)"». Его поддержали 46 депутатов при необходимых 226 голосах.
Инфраструктура российской границы катастрофически отстает от потребностей и туриндустрии, и экономики в целом
В Москве прошла I международная конференция «Современное управление границей. Новый этап развития логистической инфраструктуры России». Рассматривались вопросы обустройства и оптимизации управления работой пунктов пропуска, упрощения формальностей, создания условий для оперативного и комфортного прохождения границы российскими и иностранными гражданами. Это очередное мероприятие Общественного совета при Росгранице, работа которого направлена на повышение эффективности взаимодействия с институтами гражданского общества, в том числе с предпринимательскими объединениями.
Президент Российского союза туриндустрии и заместитель председателя Общественного совета Сергей Шпилько высоко оценил значимость конференции для решения насущных вопросов. «Не секрет, что проблем у туристов при пересечении границы возникает немало. Это касается пробок на автомобильных пунктах пропуска, очередей на паспортном контроле в аэропортах, портах круизных заходов. Явно недостаточна пропускная способность и география пограничных переходов. Особенно много проблем у компаний, принимающих морские круизы, занимающихся приграничным туризмом на Дальнем Востоке, северо-западе и юге России, у туроператоров-автобусников», - сказал г-н Шпилько.
Работа Общественного совета началась в прошлом году с визита делегации Росграницы в Калининградскую область. Затем представители РСТ вошли в состав ряда общественных советов, создаваемых при территориальных управлениях Росграницы. Так, вице-президент РСТ Юрий Барзыкин вошел в состав Общественного совета управления по Центральному федеральному округу, руководитель Хабаровского отделения РСТ Александр Осауленко возглавил Общественный совет при Дальневосточном территориальном управлении Росграницы. В Сибири в Общественный совет вошли руководитель Красноярского отделения Владимир Демидов, президент ассоциации туроператоров «Алтайское туристское соглашение» Сергей Зяблицкий и генеральный директор новосибирской компании «Акрис» Владимир Коуров. «И эти новые позиции надо активнее использовать для решения конкретных накопившихся проблем», - считает Сергей Шпилько.
Приводя конкретные примеры, он напомнил, что давно назрела необходимость реконструкции автомобильного пункта пропуска "Сосновая Падь", в частности, обустройства на въезде зоны личной гигиены туристов. Нуждается в реконструкции и расположенный на той же российско-китайской границе автомобильный пункт пропуска "Полтавка", в том числе требуется строительство моста для расширения его пропускной способности. «Надо, наконец, разомкнуть бюрократический круг в отношении обустройства пограничного пункта пропуска Нида - Рыбачий на западе России, - говорит Сергей Шпилько. - Росграница не без основания полагает, что его можно обустраивать, когда будет создана соответствующая портовая инфраструктура. Минтранс, похоже, считает, что этим может заняться сама Калининградская область. А земля эта - федерального значения. Вот вам и замкнутый круг». И как без пункта пропуска реализовать российско-литовское соглашение о судоходстве в Куршском заливе, непонятно, сетует г-н Шпилько. Также непонятно, когда решится вопрос о передаче от Росморпорта Росгранстрою части помещений морского порта в Балтийске, чтобы заработал открытый в мае пункт пропуска. В этом сезоне принимающие круизные компании на него рассчитывали. Необходимо реконструировать пункты пропуска в аэропорту "Пулково", "Большом порте Санкт-Петербурга", создать пункт пропуска в петербургском речном яхт-клубе на Петровской косе.
По мнению Сергея Шпилько, решить эти и многие другие вопросы удастся, если у федеральной целевой программы по обустройству госграницы будет достойное финансирование. Тех денег, что выделяются сейчас, как говорили многие участники конференции, мало на что хватит. А инфраструктура границы катастрофически отстает от потребностей и туриндустрии, и экономики в целом. Кроме того, для решения этих проблем необходимо подчинить интересы многочисленных контролирующих органов на границе единой цели: организации оперативного и комфортного прохода пассажиров, с учетом, разумеется, интересов национальной безопасности. И оцениваться работа погранпереходов должна по соответствующим показателям. А Росгранице надо дать возможность реально выполнять функции современной, хорошо оснащенной структуры, осуществляющей комплексное управление пограничными пунктами пропуска.
Важна в этом деле и роль бизнес-сообщества, считает Сергей Шпилько. Во-первых, Общественный совет готов незамедлительно передавать руководству Росграницы информацию о состоянии дел на погранпереходах. А во-вторых, в последние годы средства частных инвесторов нередко использовались для создания отдельных сервисных элементов пограничной инфраструктуры. И в будущем, похоже, без частно-государственного партнерства здесь не обойтись.
Эдуард Кузнецов: «Возможно, все надеются, что в какой-то момент конкуренты умрут и настанет золотой век»
Что означает нынешнее повышение активности потребителей? Когда закончится демпинг на туристическом рынке? В чем конечная цель наращивания объемов при нулевой прибыли? Каковы будут последствия чартерных скандалов? Об этом и о многом другом рассуждает президент компании «Мегаполюс Турс» Эдуард Кузнецов (фото).
- Эдуард, спрос на услуги турфирм в летнем сезоне заметно вырос. Можно ли считать, что кризис закончился?
- Действительно, экономика увидела «зеленые ростки». Цены на нефть пошли вверх, биржевые индексы демонстрируют не очень устойчивый, но рост - и люди поехали.
- Неужели есть настолько прямая связь между ценами на нефть и спросом на туруслуги?
- Конечно. Нефтедоллары моментально попадают в экономику, улучшается экономический фон. Эти деньги доходят до клиента, покупательная способность растет. Плюс в ситуации активной стадии кризиса люди более бережливо относятся к деньгам, к получению кредитов. А сейчас возвращается наше родное «авось» - можно потратить все и ждать зарплаты следующего месяца. Таков наш российский менталитет. Потому мы и видим рост на 30-40% на ряде направлений. Проблема в том, что топ-менеджеры туроператорских компаний тоже увидели эти ростки и занялись своим любимым делом – увеличением доли рынка. И вот опять по ряду направлений спрос превышает предложение. Это касается всех греческих островов, Латинской Америки и особенно Кубы. В Гавану «Аэрофлот» выполняет пять рейсов в неделю и еще два «Трансаэро» на Варадеро. Это явный перебор.
Что же касается кризиса… Политики говорят, что он позади. Серьезные экономисты - что все еще впереди. Я склонен верить экономистам. Хотелось бы ошибиться, но не думаю, что кризис нас уже миновал. Похоже, мы переживаем затишье перед вторым валом, который прогнозируют на осень – конец года. Государственные резервы, которые можно было бы вливать в экономику, формировать спрос, как это было в прошлый раз, уже заканчиваются, для большинства очевидно наступление времени экономии на всех уровнях. Так что макроэкономический прогноз нельзя считать позитивным.
- Иначе говоря, вы считаете оптимизм туроператоров преждевременным?
- Да. И те цены, которые мы сейчас видим на рынке, с трудом позволяют говорить о прибыли в операторском бизнесе и формировании резервов. Какие-то программы более стабильны, какие-то менее, но все вместе – около нуля. Вы посмотрите, что творится в Греции. Не могу понять операторов, которые взяли на Ираклион перевозку по всем дням недели, в том числе таким, которые трудно реализовать из-за квотирования отелей по определенным дням. С Хорватией и Черногорией проблем меньше. Некоторые операторы поставили слишком большие объемы и сейчас это признают, но все же глубина продаж в этих странах около 30 дней. И туров по 299 евро нет.
Очень показательным был прошлый год. Операторы испугались, насторожились, сократили перевозку, а потом дружно сказали, что это был один из немногих сезонов, когда удалось заработать. Пресытившиеся хотельеры поменяли политику, сделали цены адекватными, операторы поменяли стратегию. И 2009 год прошел неплохо. Но тогда мы готовились к тяжелому сезону после зимы 2008/2009. В этом году при формировании летних программ опирались на итоги зимы, а зима показала серьезный рост объемов на многих значимых направлениях – в альпийских странах, Гоа, Латинской Америке. С этим оптимистическим настроем и рванули в лето, быстро забыв конец 2008 и начало 2009. Впрочем, многие операторы вынуждены так действовать, поскольку им нужны оборотные средства, нужно банкам показывать рост объемов. Иначе не удастся перекредитоваться.
- В чем конечная цель наращивания объемов при нулевой прибыли?
- Трудно сказать. Возможно, все надеются, что в какой-то момент конкуренты умрут и настанет золотой век. У турецких операторов есть возможность зарабатывать в самой Турции на приеме туристов, дополнительных услугах, но на других направлениях это значительно сложнее. Вероятно, они думают, что им удастся за несколько лет, залив субмассовые направления деньгами, переделить рынок, выжав с него средних и небольших операторов.
- Таких, как «Мегаполюс»?
- Нас трудно выжить, у нас есть Kuoni и нам не нужны кредиты.
- Неужели западные покупатели российских компаний готовы бесконечно вкладывать деньги в Россию, не получая прибыли с этого рынка?
- Они, конечно, хотят, чтобы была прибыль, но есть реальность.TUI объявила, что готова вкладывать в российский рынок до $20 млн. в год. Думаю, это не только вложения в рекламу и сеть продаж, но и учет фактора демпинга. Если на рынке есть определенные цены, мы не можем предлагать что-то другое. Нужно иметь какой-то совершенно необыкновенный продукт, чтобы продавать его на 100-200 евро дороже других. Сейчас все пляшут с разницей 10-20-30 долларов, кто-то упал - падают другие. В этой ситуации очень сложно быть прибыльным. Но иностранцы стараются смотреть далеко вперед, прислушиваются к прогнозам международных аудиторов. Ведь большая четверка рейтинговых агентств очень позитивно оценивает перспективы экономической ситуации в России на ближайшие 5-10 лет, что для меня загадка. Но Kuoni, TUI и другие верят в наше будущее.
- Они рассчитывают, что выживут сильнейшие?
- Все понимают, что демпинговая история вечно продолжаться не может. Осталось два-три года – и все. Серьезные экономические преобразования произойдут, другое будет отношение к деньгам, все это поможет более правильно расставлять приоритеты. Развиваться нужно будет не на заемные средства, а на собственные, заработанные деньги. Но моя интуиция подсказывает, что все может случиться еще быстрее, произойдут события, которые сейчас и макроэкономисты не могут учесть…
- Какую прибыль имеют с пакета европейские туроператоры?
- В Kuoni прибыль составляет 10-15% после выплаты комиссии, прибыль оператора всегда выше агента. У нас наоборот: у оператора 3-4%, а у агентства – 10-14% за минусом скидки туристам. Притом что у туроператора себестоимость выше, рисков больше. Прибыль должна отражать экономику. Агент сегодня рискует значительно меньше, его оборот должен лишь превышать постоянные расходы. При этом я не хочу сказать, что агентский бизнес легче: там идет борьба за клиента не менее жестокая - война скидок.
- Отсутствие демпинга на европейском рынке – результат меньшего количества туроператоров?
- В том числе. Но они не договариваются между собой, они правильно считают и приходят к одному результату. После укрупнения туроператорского бизнеса в Европе поняли, какие расходы должен нести оператор и какую он должен иметь рентабельность. Европейцы – они вообще другие, у них другой менталитет, другая система работы. Ну не приходит им в голову работать без прибыли.
- А почему нам приходит?
- У нас эта практика сложилось лет семь назад, а к острой стадии она перешла, когда операторы с массовых направлений вышли на субмассовые. Но российский туризм с 1998 до 2007 года был таким, что палку воткни – она вырастет. Спрос рос на 20-30% в год, компании строили стратегию бизнеса под рост. Все списывалось, все закрывалось, ошибки прощались.
- Мы все время говорим о том, что демпинг – это плохо. Но, может быть, возможность покупать продукт туроператоров дешево – это хорошо для российского потребителя? Ведь туризм – сравнительно новый для нас вид услуг, а тут получается, что семья даже с небольшими доходами может позволить себе приобщиться к заграничному отдыху. Да и клиентская база операторов автоматически расширяется.
- И да и нет… С одной стороны, для туристов хорошо покупать продукт по низким ценам. Я говорил уже, что российский туроператорский бизнес похож на серьезную социальную программу по инвестированию в отдых для россиян. Но с другой - туристы сталкиваются с риском банкротства оператора и возможностью никуда не улететь, оставшись в основании пирамиды, да и поддерживать качество при минимальной рентабельности сложнее: это и зарплата специалистов, и сервис и т.п.
- Как вы оцениваете последствия инициированных «Аэрофлотом» чартерных скандалов, которыми ознаменовалось начало летнего сезона?
- Приказ Минтранса №92 существует не первый год. Можно было предположить, что однажды он сработает, но авиакомпании, как всегда, понадеялись на авось. Эти надежды не оправдались, образовался хаос, который затронул и нас. Наш продукт по Греции находится в среднем и выше среднего ценовом диапазоне. Нам нужна была качественная перевозка, под определение которой не совсем подходил «Ямал». Тем не менее, мы заключили с ними договор на условиях, которые на тот момент нас устроили. Но авиакомпания «Ямал»не получила разрешения летать в Ираклион, причем в последний момент. После этого уже «Аэрофлот» предложил нам очень хорошее партнерство в своей программе чартерных рейсов, которое мы охотно приняли.
- Цены «Аэрофлота» конкурентоспособны?
- Они чуть выше, чем у большинства чартерных компаний, но качество перевозки – выше намного. «Аэрофлот» - это бренд. Самолеты для чартеров используются те же, что и для регулярных рейсов. На первый рейс авиакомпания поставила один из самых новых – «Юрий Гагарин», выпущенный в прошлом году. Наши туристы были в восторге.
- Получается, что вы от действий «Аэрофлота» выиграли. Но в целом корректными их назвать нельзя.
- Ни в одной стране мира нет такого количества авиакомпаний. Получится ли таким регулированием укрупнить рынок перевозки и правильные ли это меры – вопрос. Но если получится, через ряд косвенных процессов это повлечет за собой и укрупнение туроператорского рынка. Бесконечный демпинг точно приведет его в плачевное состояние. Если на рынке работает 80 авиакомпаний и, как минимум, 500 операторов и полуоператоров, то демпинг возникает с обеих сторон. Операторы берут дешевую перевозку, под нее дешевые отели, происходит разбалансирование рынка.
- Можно ли в будущем ожидать подобных ситуаций?
- Это зависит от того, сохранит ли свою стратегию в борьбе за сегмент чартерных авиаперевозок «Аэрофлот». Для нас же важна стабильность. Если правила установлены, это лучше, чем когда они меняются во время сезона. «Аэрофлот» сейчас открыт для сотрудничества с любым туроператором. Если есть запрос на перевозку, можно подавать заявку. Но оператор должен правильно рассчитать свои силы и выдержать этот контракт.
- Каков план работы вашей компании на 2010 год?
- Мы идем к тому, чтобы продавать туры с рентабельностью хотя бы 10% после выплаты агентской комиссии. Хоть сегодня это практически невозможно. Поэтому пока наша задача – сконцентрировать силы на ряде направлений, сделать качественный продукт и только потом расширять ассортимент. Наши стратегические направления – острова Греции, Хорватия, Черногория, Азия (Индонезия, Индия, Таиланд, Китай и др.), Карибы, Израиль, горные лыжи в Альпах. Чтобы в меньшей степени зависеть от рынка, оператор должен иметь свой продукт. Когда 20 операторов летают на одном самолете, пользуются одной принимающей компанией и возят в одни отели, турист не понимает, в чем разница, и ищет только лучшую цену. Наша задача – выходить на фулл-чартеры, усиливать службу представителей на курортах, отбирать лучшие отели, делать высоким качество нашего продукта. Мы строим умный и серьезный бизнес, который сможет принести максимальные результаты – и нам, и нашим партнерам. (Юлия Батырь, RATA-news)
Олимпиаду в Сочи надо спасать
Олимпиаду в Сочи надо спасать, считает генеральный директор ООО «Балчуг» Александр Бобылев. На заседании Комиссии РСПП по туризму и индустрии гостеприимства он высказал мнение, что сегодняшние темпы возведения гостиниц в олимпийской столице указывают на то, что построить весь необходимый номерной фонд к 2014 году строители не успеют.
Кроме того, возникает вопрос: кто будет работать в этих отелях? Ведь пока ситуация на гостиничном рынке России такова, что квалифицированных кадров не хватает повсеместно, причем как руководящего звена, так и рядового обслуживающего персонала. Участники заседания единодушно согласились с тем, что в стране не налажена система образования и подготовки кадров для гостиничной индустрии, а молодых специалистов, которые устраиваются на работу после окончания учебного заведения по специальности «Туризм и гостиничный бизнес», приходится всему учить заново.
«В стране много учебных заведений, которые готовят «манагеров» для гостиниц, - иронизирует вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Татьяна Гостенина. – Такие заведения надо закрывать. Они не готовят нам кадры». Г-жа Гостенина считает, что государство должно обратить пристальное внимание на проблему некачественной подготовки кадров, особенно для Олимпиады.
Александр Бобылев отметил еще один аспект гостинично-олимпийской проблемы: «Что делать со всем этим гигантским номерным фондом после Олимпиады?» (Ольга Чижкова, RATA-news)
В Сочи создадут бюро по размещению зрителей Олимпиады
Минспорттуризма совместно с администрацией Сочи и Департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края провели совещание по вопросу создания туристско-информационнх центров, бюро по размещению зрителей в период проведения Олимпийских игр 2014 года.
В мероприятии принял участие вице-президент Российского союза туриндустрии, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Юрий Барзыкин. В своем выступлении он сказал, что «необходимо развивать туристскую инфраструктуру синхронно и даже с опережающими темпами по отношению к инженерной, транспортной и другой, куда сегодня государство вкладывает миллиарды. Но это не самоцель, а средство для превращения Сочи в международный туристский центр».
Основной задачей бюро является создание системы размещения зрителей и гостей Олимпийских игр 2014 года при соблюдении оптимальной стоимости гостиничного обслуживания. Для этого необходимо разработать эффективный механизм размещения с учетом опыта других стран; обеспечить координацию работы всех участников процесса размещения; обеспечить государственное регулирование стоимости услуг и проживания в Сочи на период игр 2014; сформировать современную информационную структуру города города; обеспечить доступность информации всем заинтересованным сторонам.
Юрий Барзыкин заметил, что нужно совместить создание туристско-информационных центров с проектом «Олимпийского бюро» и на период Олимпиады придать им дополнительные функции. Тогда их можно использовать и после Олимпиады 2014 года».
Лето активного отдыха в Швейцарии
У компании «Асент Трэвел» спрос на Швейцарию вырос по сравнению с прошлым годом на 20%, рассказала RATA-news ведущий менеджер по Швейцарии Анастасия Сологуб (фото). В этом году туроператор начал широко продвигать летний активный отдых – велосипедные и пешеходные маршруты. Всего в ассортименте «Асента» более 15 групповых и комбинированных туров, совмещенных с отдыхом на озерах и термальных источниках. Есть предложения по детскому отдыху в летних лагерях в Швейцарии, где дети также имеют возможность изучать иностранные языки.
По словам Анастасии Сологуб, по-прежнему популярны экскурсионные туры, в том числе комбинированные с другими странами, а также отдых на озерах. Лидирует в этом сегменте кантон Тичино – самый южный и солнечный, с незабываемым итальянским колоритом. Пользуется спросом отдых на термальных источниках – это Ивердон, Бад Рагац, и Лейкербад.
Цены на размещение остались на прежнем уровне, так как швейцарский франк вырос по отношению к евро. Но отели все чаще стали баловать своих клиентов различными акциями - 5 ночей по цене 4, массаж в спа-центре или романтический ужин на двоих в подарок. В то же время, остаются популярными отели с низкими ценами, на которые многие клиенты переориентировались в прошлом году.
Что такое план производственного контроля?
В юридическое агентство «Персона Грата» поступил вопрос: «В нашей турфирме проводилась проверка Роспотребнадзора и проверяющие потребовали представить план производственного контроля. Мы даже не поняли, о чем идет речь. Не могли бы вы разъяснить, что такое план производственного контроля и должен ли индивидуальный предприниматель в сфере туризма его разрабатывать?».
Отвечает руководитель Правовой комиссии Российского союза туриндустрии и генеральный директор компании «Персона Грата» Георгий Мохов:
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установил обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению требований санитарного законодательства. В частности, они обязаны осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Во исполнение данного требования постановлением главного государственного санитарного врача были утверждены санитарные правила «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе, оказывающих услуги населению, независимо от видов деятельности. Производственный контроль осуществляется по программе, заранее подготовленной и утвержденной руководителем предприятия или ИП.
Программа (план) производственного контроля составляется в свободной форме, но к содержанию предъявляются определенные требования, в частности, в программу необходимо включить перечень официально изданных санитарных правил, перечень работников, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля, перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, перечень возможных аварийных ситуаций, другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Надзор за организацией и проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственного контроля является составной частью государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Роспотребнадзором и прочими ведомствами.
Если у вас возникли сложности в разработке программы производственного контроля, можно
Вышел новый номер еженедельного приложения к газете RATA-news – «ВИП-туризм».
Читайте в номере:
Small Luxury Hotels of the World: роскошь снова в моде;
Презентация сингапурского комплекса Marina Bay Sands прошла с размахом;
Звезды мировой музыки соберутся в Монтрё;
Токийский ресторан Nobu представляет национальную кухню Перу;
Элегантный дизайн от Gresso для новых смартфонов Apple.
РОССИЯ
Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»