Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Нужны ли Москве новые отели?

Продолжая разговор о гостиничном рынке Москвы, нельзя обойти вниманием вопрос: нужны ли городу новые гостиницы и какие именно? Первая проблема становится особенно актуальной в высокий туристский сезон, когда нехватка мест в московских гостиницах вынуждает принимающие турфирмы отказываться от поступающих запросов. Такая ситуация складывается на въездном рынке уже второй год подряд, подтверждая обоснованность планов Правительства Москвы построить к 2010 г. не менее 90 отелей различной классности.

Сегодня гостиничная база Москвы насчитывает 175 объектов на 73,5 тысячи мест. Учитывая, что средняя продолжительность пребывания клиентов в московских гостиницах сокращалась и составляла в 2001 году 3,5 ночей, то даже при среднегодовой заполняемости средств размещения на 60% получается, что столичные отели способны единовременно разместить до 4,6 млн. человек. Повышение заполняемости увеличивает, соответственно, эту цифру до 7,7 млн. Это – абсолютный предел. Пока трудно сказать, какое количество туристов и прочих категорий клиентов примут столичные отели в этом году, но наверняка не больше, чем в 1989 году. Тогда в Москве было зарегистрировано 3,9 млн. иностранных посетителей, в том числе 1,6 млн. туристов. При этом десять лет назад вместимость городских отелей была в 1,3 раза меньше, чем сейчас. Если вспомнить 1989 год, то тогда гостиниц в Москве не только было меньше, чем сейчас, они еще и качественно отличались от современных аналогов. Отели мирового класса – «Метрополь», «Мариотт-Ренессанс», «Балчуг» - вышли на московский рынок только в 1991-92 гг. До этого гостиниц подобного уровня в столице почти не было, если не считать «Савой», открывшийся в 1989 году, и «Международную».

Так что же получается: гостиниц стало больше, туристов – меньше (в 2001 году в Москве планировалось принять 1,55 млн. иностранных посетителей, включая жителей стран СНГ), а мест все равно не хватает? По мнению начальника информационно-аналитического отдела ассоциации «Университет гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса» Марины Смирновой, разгадку этого парадокса следует искать в структуре спроса на гостиничные услуги, а также в таких факторах, как сезонность. На гостиничном рынке Москвы традиционно складывается такая картина: иностранные туристы тяготеют к отелям среднего класса, где они конкурируют за места с российскими бизнесменами, а зарубежные деловые клиенты предпочитают верхний сегмент рынка. Не стоит забывать, что российских клиентов в московских гостиницах останавливается в 2,5 раз больше, чем иностранцев. Если учесть все эти факторы, причина нехватки мест в среднем сегменте становится более понятной.

Как считает Марина Смирнова, второй фактор, вносящий дисгармонию в стройные отношения туроператоров и хотельеров - сезонность спроса на гостиничные услуги в Москве. В 2001 году разница в показателях средней заполняемости номерного фонда гостиниц среднего класса составила 18 пунктов (январь к августу). В такой ситуации недостаток предложения в июле-августе оборачивается его избытком в декабре-январе.

Все вышесказанное, конечно, не означает, что городу не нужны новые гостиницы. Но вот ответ на вопрос - какого класса и в каком количестве, требует, по мнению г-жи Смирновой, проведения серьезной маркетинговой работы.