Нужны ли Москве новые отели?
Продолжая разговор о гостиничном рынке Москвы, нельзя обойти вниманием вопрос: нужны ли городу новые гостиницы и какие именно? Первая проблема становится особенно актуальной в высокий туристский сезон, когда нехватка мест в московских гостиницах вынуждает принимающие турфирмы отказываться от поступающих запросов. Такая ситуация складывается на въездном рынке уже второй год подряд, подтверждая обоснованность планов Правительства Москвы построить к 2010 г. не менее 90 отелей различной классности.
Сегодня гостиничная база Москвы насчитывает 175 объектов на 73,5 тысячи мест. Учитывая, что средняя продолжительность пребывания клиентов в московских гостиницах сокращалась и составляла в 2001 году 3,5 ночей, то даже при среднегодовой заполняемости средств размещения на 60% получается, что столичные отели способны единовременно разместить до 4,6 млн. человек. Повышение заполняемости увеличивает, соответственно, эту цифру до 7,7 млн. Это – абсолютный предел. Пока трудно сказать, какое количество туристов и прочих категорий клиентов примут столичные отели в этом году, но наверняка не больше, чем в 1989 году. Тогда в Москве было зарегистрировано 3,9 млн. иностранных посетителей, в том числе 1,6 млн. туристов. При этом десять лет назад вместимость городских отелей была в 1,3 раза меньше, чем сейчас. Если вспомнить 1989 год, то тогда гостиниц в Москве не только было меньше, чем сейчас, они еще и качественно отличались от современных аналогов. Отели мирового класса – «Метрополь», «Мариотт-Ренессанс», «Балчуг» - вышли на московский рынок только в 1991-92 гг. До этого гостиниц подобного уровня в столице почти не было, если не считать «Савой», открывшийся в 1989 году, и «Международную».
Так что же получается: гостиниц стало больше, туристов – меньше (в 2001 году в Москве планировалось принять 1,55 млн. иностранных посетителей, включая жителей стран СНГ), а мест все равно не хватает? По мнению начальника информационно-аналитического отдела ассоциации «Университет гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса» Марины Смирновой, разгадку этого парадокса следует искать в структуре спроса на гостиничные услуги, а также в таких факторах, как сезонность. На гостиничном рынке Москвы традиционно складывается такая картина: иностранные туристы тяготеют к отелям среднего класса, где они конкурируют за места с российскими бизнесменами, а зарубежные деловые клиенты предпочитают верхний сегмент рынка. Не стоит забывать, что российских клиентов в московских гостиницах останавливается в 2,5 раз больше, чем иностранцев. Если учесть все эти факторы, причина нехватки мест в среднем сегменте становится более понятной.
Как считает Марина Смирнова, второй фактор, вносящий дисгармонию в стройные отношения туроператоров и хотельеров - сезонность спроса на гостиничные услуги в Москве. В 2001 году разница в показателях средней заполняемости номерного фонда гостиниц среднего класса составила 18 пунктов (январь к августу). В такой ситуации недостаток предложения в июле-августе оборачивается его избытком в декабре-январе.
Все вышесказанное, конечно, не означает, что городу не нужны новые гостиницы. Но вот ответ на вопрос - какого класса и в каком количестве, требует, по мнению г-жи Смирновой, проведения серьезной маркетинговой работы.
РОССИЯ
Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»Мария Свиридова
«Роза ветров НН», генеральный директор
«Нижний Новгород – карман России и начало ее духовности»