Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

ТКП и BSP: ты кого больше любишь – маму или папу?

08:07, 1 августа 2007

Завтра, 2 августа, в московском представительстве IATA (International Air Transport Association), состоится заседание по вопросу лишения аккредитаций агентов по продаже авиабилетов, которые до сих пор не подключились к проекту BSP. В представительстве эту информацию не комментируют, отсылая за подробностями в штаб-квартиру в Женеве. Однако сами агентства давно получили официальные извещения IATA – их прозвали «письмами счастья», в которых указаны роковые даты «веерного отключения» - с 16 июля до 16 ноября с.г.

 Например, сегодня, 1 августа, должны быть отлучены от IATA «Транстур» и «Центральное агентство путешествий», 10 сентября – «ВИП сервис», 24 сентября - «Инна тур» и т.д. А «Аэроклуб» и «ДАВС» должны были лишиться аккредитации вообще 16 июля, правда, пока этого не произошло. Процедура будет запущена, если завтра IATA все же примет соответствующее решение. И тогда через месяц, то есть с начала сентября, эти компании не смогут использовать бланки многих иностранных перевозчиков.

О попытках внедрения в России нейтральных бланков BSP и соответствующем конфликте между Транспортной клиринговой палатой (ТКП) и IATA уже писано-переписано. Но сегодня страсти особенно накалились. И если «BSP-наезд» на агентов начала IATA, то первые отключения продавцов от систем бронирования – «заслуга» ТКП.

Поскольку билеты ТКП – те же нейтральные бланки, только российские, президент Транспортной клиринговой палаты Сергей Ильичев убежден, что появление в нашей стране еще и BSP нецелесообразно. И свою позицию он отстаивает жестко, ставя агентов перед невозможным выбором: либо ТКП, либо BSP. Проще говоря, агентства, использующие BSP, отключаются от систем бронирования ТКП. Таковых уже немало, в основном, в регионах. По некоторым сведениям, в Санкт-Петербурге таких компаний 25 - «Рашен тревел», «Альбион», «Диалог», «Надежда», «Солеанс», «БМТ» и другие. Есть «отказники» в Казани и других городах.

Принцип, по которому агентства принимают решение относительно BSP, на первый взгляд, прост. Если основную долю в объеме продаж занимают билеты иностранных перевозчиков – вступают в BSP. Питерский «Солеанс», например, обеспечивает поездки корпоративных клиентов, 80% которых летают на иностранных авиакомпаниях. У московского «Содиса» с его индивидуальными туристами доля билетов зарубежных перевозчиков, наверное, и того больше. Однако и без ТКП нормально не поработаешь – агентство лишается возможности продавать билеты многих российских авиакомпаний.

Сторонники BSP считают, что это прогрессивный метод расчетов, он, в конце концов, победит и откроет для продавцов авиабилетов широкие возможности. Уже сегодня небольшие агентства, подключившиеся к проекту BSP, получили доступ к перевозчикам, с которыми прежде не сотрудничали из-за высоких депозитов – Emirates, JAL и др. «Другого варианта быть не может. Не верю, что иностранные перевозчики согласятся работать с ТКП и будут проводить расчеты через частную компанию, технологии которой, к тому же, во многом устарели», - сказал RATA-news один из экспертов, лишенный бланков ТКП.

Однако для подавляющего большинства продавцов выбор между BSP и ТКП равнозначен ответу на вопрос, кого ты больше любишь – маму или папу. «Невозможно отказаться ни от того, ни от другого», - говорит генеральный директор «ДАВС» Владимир Мальцев. Противостояние двух систем нервирует агентства, которые не хотят быть втянутыми в «политэкономические» разборки. «Наша задача – работать с клиентами, мы должны продавать билеты и туры, а не заниматься политикой. Нас делают заложниками ситуации. И если наши авиационные власти смогут остановить этот процесс – большое им спасибо», - сказала RATA-news генеральный директор «Центрального агентства путешествий» Галина Редькина. В ответ на ультимативное требование IATA вступить в систему BSP, г-жа Редькина написала в московское представительство письмо, в котором сообщила, что до момента урегулирования отношений между двумя системами взаиморасчетов вступление компании в проект BSP не представляется возможным.

Вообще московские компании, с одной стороны, выжидают, с другой – «письменно» пытаются бороться с давлением IATA. Как рассказал RATA-news генеральный директор компании «Инна тур» Дмитрий Горин, ведущие агентства по продаже авиабилетов обратились к руководителям Минтранса, Росавиации, IATA и всех авиакомпаний с открытым письмом, в котором выразили возмущение позицией IATA. И поинтересовались у перевозчиков, почему организация, созданная на их же средства, позволяет себе диктовать авиакомпаниям свои условия и запрещает выдавать бланки билетов крупнейшим российским продавцам.

У «Инны» доли продажи авиабилетов распределяются так: 40% - ТКП, 30% - «Аэрофлот» и 30% - иностранные компании. Дмитрий Горин считает, что лучше, если в России будет своя национальная система взаиморасчетов. Тем более что через ТКП уже работают и иностранные перевозчики – например, «Австрийские авиалинии» и low-cost компании, что означает признание бланков ТКП на мировом авиарынке. Но уж если BSP в России неизбежна, то обе системы должны договориться и иметь равные права.

Было и еще одно письмо в IATA. Три билетных «зубра» - «Американ экспресс», «Аэроклуб» и «Карлсон Вагонли» отправили его 15 июля – в канун назначенного им дня вступления в BSP. Сообщили, что в указанный срок подключиться к проекту не успевают и просят перенести на ноябрь. Кстати намекнули: надеемся, что за это время будет разрешен конфликт с ТКП.

Компания «Аэроклуб» 20-25% билетов продает на бланках ТКП, 40% - «Аэрофлота», остальные – на «иностранцах». И вообще-то генеральный директор фирмы Денис Матюхин не против BSP и даже за, но, как он выразился, с человеческим лицом. «Система хорошая и эффективная, глупо отказываться, - сказал он. – Мы бы и не возражали, если бы рынок не ломали через колено. Между прочим, BSP пытаются внедрить в России уже 12 лет, за это время вполне можно было найти компромиссные варианты. Но пока диалога с IATA нет – ни у авиационных властей, ни у агентов».

В ответном письме «зубрам» старший вице-президент IATA Том Мерфи их успокаивал: мол, не волнуйтесь, все легитимно, все согласовано. И дал время на размышление – в частности, «Аэроклубу» до 28 июля. «В общем, как ни крути – надо было что-то решать, - рассказал RATA-news Денис Матюхин. – Мы уже продумывали трудоемкие и неудобные схемы продажи электронных билетов иностранных компаний из-за границы, например, из Украины. Или выписку билетов на бланках «Аэрофлота» через интерлайн».

Но 24 июля появилась телеграмма главы Росавиации Евгения Бачурина, которую агентства восприняли если не как спасение, то хотя бы как легальную отсрочку. В телеграмме говорилось, что г-н Мерфи не совсем прав, утверждая, будто российские авиавласти одобрили «промышленное внедрение системы BSP, а также использование нейтральных перевозочных бланков IATA по системе BSP». Также г-н Бачурин сообщил, что «особую озабоченность вызывает полное нежелание представительства IATA в Российской Федерации обсуждать и согласовывать с авиационными властями порядок действий по внедрению системы». И Росавиация в установленном порядке доведет до сведения продавцов авиабилетов «решение авиационных властей о согласовании даты начала эксплуатации системы».

 То есть получилось, что теперь можно не метаться между двумя системами, а ждать решения Росавиации. Правда, непонятно, прислушаются ли к этим указаниям иностранные перевозчики. Для агентств главное – чтобы им дали спокойно работать, а не раздирали на две части, заставляя делать невозможный выбор между «мамой» и «папой». (Ирина Тюрина, RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно