Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Татьяна Каледина: «Калужский тренд очевиден – экологический, активный туризм и развитие малых городов»

В 2022 году туристическая отрасль окончательно сосредоточилась на регионах России. По прогнозу Ростуризма, внутренний поток в России с мая по сентябрь должен вырасти от 4% до 30% в зависимости от региона. Справедливы ли чаяния специалистов и как регион чувствует себя в нынешних условиях, RATA-news рассказала генеральный директор Агентства по развитию туризма Калужской области Татьяна Каледина.


- Как проходит летний сезон в Калужской области? Чем он отличается от предыдущих?

- Рост турпотока стал заметен не только на уровне отчетов: по улицам, особенно в выходные дни, ходит множество экскурсантов, гостевые дома и кемпинги загружены на много недель вперед. И если в прошлом году посещаемость региона вернулась к допандемийному уровню и даже превысила его – 2,7 млн человек, то в этом мы уверенно движемся к цифре в 3 млн туристов.

Восстановлению турпотока способствовало открытие новых объектов. В частности, Государственный музей истории космонавтики, который в апреле 2021 года открыл вторую очередь, до конца года принял около полумиллиона посетителей. Календарь 2022 года не позволяет туристам забыть о космической теме: отмечаем 165-летие Циолковского и 125-летие Чижевского. В центре внимания оказались калужские дома-музея этих ученых. Не ослабевает интерес к обновленному музею космонавтики, который поражает воображение не только экспозицией, но и разнообразным интерактивом, в том числе астрономической обсерваторией.


В этом сезоне регулярный турпоток появился на «Императорском маршруте» по Калужской области. В прошлом году он прошел государственную экспертизу и получил статус регионального брендового маршрута. Благодаря федеральному культурно-просветительскому проекту «Моя Россия», по калужским достопримечательностям, связанным с династией Романовых, поехали школьники со всей России. До конца октября по этой программе регион примет более 1300 детей из 30 регионов.

Еще одна отличительная особенность этого года – полноценная работа единого туристического портала Калужской области. Сайт имеет удобную мобильную версию, посетитель может получить исчерпывающую информацию обо всех достопримечательностях, маршрутах, спланировать свой отдых, выбрать рекомендуемые гостиницы и рестораны. Слоган портала «Есть чем заняться!» акцентирует внимание на событиях, маршрутах и туристических новостях.

- Какие же события ждут гостей региона в конце лета и осенью?

- Календарь очень насыщенный. К примеру, с мая по сентябрь реализуется туристический проект «Сельское лето» – серия праздников и фестивалей, проходящих на объектах сельского туризма. В плане еще 7 таких мероприятий, темы все разные – охота, рыбалка, народные обряды и т.д. Октябрь у нас традиционно месяц реконструкций: в начале месяца – Ильинские рубежи, 16 октября – Малоярославецкое сражение.

Ранняя осень – самое подходящее время для посещения цветаевской Тарусы и усадьбы Поленова, автора знаменитой картины «Золотая осень». Кстати, Калужская область уделяет большое внимание межрегиональному сотрудничеству. Мы планируем, что речной маршрут по Оке из Калуги через Тарусу в Поленово Тульской области к этому времени станет регулярным. Это очередной этап развития сопровождаемого нашим ведомством инвестиционного проекта «Лето на Оке», который возродил в регионе пассажирскую навигацию. Теплоход «Иван Ципулин» весь сезон, включая октябрь, совершает экскурсионные прогулки вдоль берегов Калуги.


- Вот мы и подошли к основной деятельности Агентства по развитию туризма – привлечению инвестиций. В какие проекты готовы вкладываться инвесторы?

- Тренд очевиден – это экологический и активный туризм, он сейчас в регионе развивается особенно бурно. Многие из находящихся у агентства в работе более 15 проектов с объемом инвестиций от 15 млн до 100 млн рублей связаны с отдыхом на природе. Это создание глэмпингов и экоотелей, организация маршрутов и инфраструктуры для сплавов, пеших и конных прогулок, велотуров, трейлов. Наше агентство занимается не только привлечением инвесторов, но и сопровождает туристические проекты, помогает в подборе площадок, консультирует – фактически с инвестором мы работаем по принципу одного окна.

- Есть ли интересные проекты, реализованные в этом сезоне, и какие будут готовы к следующему?

- Весной недалеко от арт-парка «Никола-Ленивец» начал работу фито-отель «Лаванда». Инвестор будет там засеивать поля лавандой, как в Провансе. Пополнился нашим проектом и культурно-познавательный туризм: в мае в Тарусе своих первых посетителей принял дом-музей и сад-дендрарий Ракицкого. Пока в доме известного ученого-агронома проводятся экскурсии и мастер-классы, в саду продолжаются работы по восстановлению ранее утраченной коллекции растений.


Готовится к открытию в следующем сезоне туристско-рекреационный кластер «Жиздра» в Козельском районе. Он предусматривает организацию водных маршрутов по реке Жиздре, создание арт-пляжа, детских развивающих игровых зон, кафе, а также тематического интерактивного парка «Кириллица». Приобретет законченный контур и проект «На краю земли», тоже в Козельском районе, совмещающий глэмпинг с активными видами отдыха – сплавами по рекам и турами на квадроциклах.


- Какие направления в развитии туризма региона вы считаете перспективными?

- Мы в своей работе обратились к малым городам: у наших Боровска, Тарусы, Малоярославца, Козельска, Мещовска очень высок туристический потенциал. Благодаря нацпроекту «Жилье и городская среда» небольшие населенные пункты становятся привлекательными и для путешественников. Мы же работаем с культурно-историческим наследием малых городов: помогаем муниципалитетам реализовать интересные событийные проекты, а главное – начали проводить бесплатные пешеходные экскурсии, которые собирают группы туристов не меньше, чем подобный проект в областном центре.

Экскурсии проходят и в нашем наукограде – Обнинске. Это отдельная тема, потому что Обнинск в связке с Музеем истории космонавтики дает основу для развития в регионе научно-познавательного туризма. Мы рассчитываем, что к этой работе подключатся обнинские НИИ, которых там, к слову, 12! Сейчас занимаемся разработкой новых маршрутов по Обнинску, в начале этого года открыли там туристско-информационный центр.


Наконец, лидирующую позицию регион пытается занять в развитии промышленного туризма. Весной мы выпустили первый в Калужской области путеводитель по промышленному туризму, в него вошли 14 предприятий, но это только начало, промышленность в регионе развита очень хорошо.

- Сейчас в Калужской области активно обсуждается стратегия развития туризма региона до 2035 года. Какие тренды будут в нее заложены?

- Региональные власти, курирующие сферу туризма, ориентируются на задачи, поставленные в федеральной стратегии. Там выделены виды туризма, которые требуют значительных административных мер. Для Калужской области особенно важно реализовать потенциал культурно-познавательного и экологического туризма. Необходимо увеличивать доступность услуг, повышать уровень подготовки кадров, развивать деятельность музеев в сторону большей интерактивности и инклюзивности. Обширные территории региона заняты национальным парком и заповедником, всего у нас 156 особо охраняемых природных территорий! Их туристический потенциал нужно раскрывать комплексно, учитывая не только потребности отрасли, но и ландшафтные, природоохранные особенности этих уникальных мест.

- Конкуренция регионов по привлечению «внутреннего туриста» очень высока. Что надо сделать в Калуге и области для увеличения турпотока?

- Основной поток туристов традиционно едет к нам из Москвы, это туры выходного дня. Интересные предложения для коротких путешествий и умелое продвижение регионального туристического бренда – вот что от нас требуется. Калужская область должна быть узнаваема в туристическом мире. Кроме того, столичная публика задает очень требовательна к сервису. Наша инфраструктура на высоком уровне, но есть к чему стремиться.

Параллельно мы ведем работу с местным населением: проводим бесплатные пешеходные экскурсии, привлекаем к культурной программе. Регион должен быть интересен с точки зрения отдыха и путешествий самим калужанам, тогда будет всё хорошо и в туризме. Плюс необходимо создавать привлекательную среду для инвестиций. Агентство оказывает комплексную поддержку новым туристическим проектам, их успех – наша задача.

Агентство по развитию туризма Калужской области – поддержка и сопровождение инвестиционных проектов в сфере туризма:

+7 (4842) 277 386
gau.art40@gmail.com

Telegram
VK
www.visit-kaluga.ru