Интурмаркет с 1 октября

Спица по имени Кын

Еще в первой половине прошлого века писатель Михаил Осоргин не без гордости констатировал, что его родная Пермь – совсем не последняя спица в российской колеснице. Последние годы, кстати, зримо доказывают, что верно это и для «колесницы» туристической, держащей путь из краевого центра в самые отдаленные уголки Пермского края.

Сама Пермь в последнее время немало порадовала своих гостей. В начале этого года открыл свои двери туристско-информационный центр. По лучшим европейским образцам в историческом центре города проложена экскурсионная «зеленая линия», включившая 37 объектов показа, в том числе памятники нового поколения – пермскому медведю и Каме-реке (фото).

В здании бывшего речного вокзала открыт Центр современного искусства Марата Гельмана. Расширяется экспозиция историко-краеведческого музея, расположенного в лучшем особняке города – доме Мешковых над Камой. Своеобразный музей пермских древностей скоро должен открыться в реставрируемом памятнике федерального значения – железнодорожном вокзале Пермь I. В нынешнем году самостоятельным туристическим продуктом стал исключительно популярный, прошедший уже в пятый раз этнофутуристический фестиваль «КамWA» – лучший продюсерский проект Пермского края. В этом году, например, на фестивале с большим успехом выступил имеющий мировую известность, самый успешный музыкальный этноколлектив России – тувинский ансамбль горлового пения Huun-Huur-Tu.

Пермские турфирмы уже за несколько месяцев до открытия фестиваля предлагали специальные туры на него, причем выбрать можно было не только категорию размещения – от палаточного городка до номера «люкс» в самой большой и популярной в городе гостинице «Урал», но и продолжительность тура – от 1 до 5 дней.

В дни «КамW»`ы пермское туристическое «колесо» докатилось и до старинного села Кын, что в 92 километрах от уездного городка Лысьва – почти на границе со Свердловской областью. О Лысьве в Москве слышали многие – там проходит едва ли не лучший в России фестиваль провинциальных театров, на который тоже скоро будет впору организовывать специальные туры. Но и село Кын, в котором всего-то около тысячи жителей, тоже, что называется, не лыком шито и занимает весьма заметное место в истории отечественного предпринимательства. Дело в том, что именно в Кыне в 1864 году возникли первый в России потребительский кооператив и первое в России акционерное общество. Им, как и истории самого села, и посвящен открывшийся в здании бывшего театра музей. Заметим попутно, что специализированных музеев, посвященных русским предпринимателям и их детищам, в нашей стране сегодня не так уж много.

После реформы 1861 года уральские заводы своим хозяевам не приносили ничего, кроме крупных убытков. Демидовы, например, их продали. Строгановские же заводы были майоратом, то есть неотчуждаемым имуществом, поэтому Строгановы акционировали свой Кын-завод, внеся, наравне с рабочими, деньги в уставной капитал, и сменили его профиль – вместо пушек стали производить косы, гвозди, подковы. И торговля пошла весьма успешно. Так акционерное общество Кын стало первой коммерческой фирмой нового типа в России. Им же была открыта первая кооперативная лавка (фото).

Первый зал нового музея, оформленного в стиле «железных караванов» – так называли барки, на которой сплавляли железо, – своего рода «введение» в Пермский край. Он посвящен, во-первых, пермскому геологическому периоду (экспонируется коллекция минералов, собранная на территории села) – именно здесь англичанин Родерик Импи Мэрчисон проводил свои исследования, вписавшие Пермь в анналы мировой геологической истории. А во-вторых, знаменитому пермскому звериному стилю. Самый известный его артефакт – бляха «медведь в жертвенной позе», был найден также в селе Кын. В этом году медведю установили памятник – он отлит из чугуна на Лысьвенском металлургическом заводе (фото).

 

 

Памятник, как и полагается, уже «оплетен» легендами – считается, что если вложить свои руки в лапы медведя, то к туристу перейдет вся сила предков. Но только в том случае, если сила служит добру!

Второй зал посвящен собственно горнозаводской цивилизации – реконструирован процесс сплава, представлены реликвии той эпохи, в том числе «договор подряда» (договор между работниками барки и владельцами заводов по сплаву железа), икона Симеона Верхотурского (фото) – покровителя рабочих, слитки железа, перевозившиеся на барках, монеты, выловленные в реке Чусовой и т. п.

Третий зал посвящен быту рабочих и их семей – представлены фотографии и предметы XVIII-XIX веков. Даже такой строгий наблюдатель, как Мамин-Сибиряк замечал, что на Строгановских заводах «рабочим живется весьма сносно». Правда, для сравнения по соседству находится зал, в котором показано как жили хозяева...

Открытие музея в Кыне не просто подтверждает рост интереса организаторов туризма и их потенциальных клиентов к феномену горнозаводской цивилизации, но и дает надежду на вовлечение в обозримом будущем в туристический оборот и других ее уникальных памятников, например, Горнозаводской железной дороги. (Юрий Тимофеев, специально для RATA-news)