Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Бум спроса на отдых с оздоровлением: почему?

08:07, 1 октября 2007

Объекты размещения, представленные на выставке «Отдых/Leisure-2007», которая прошла в московском «Крокусе Экспо» с 25 по 27 сентября, продемонстрировпли явную тенденцию: все они в том или ином виде предлагают гостям услуги оздоровления. Это и шикарные спа-комплексы на самых престижных курортах мира, и бывшие советские санатории с отнюдь не устаревшим предложением по лечению, и бизнес-отели, немыслимые теперь уже без фитнес-центров, бассейнов, саун и массажных кабинетов.

О причинах бума спроса на отдых с оздоровлением говорил президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, выступивший на международной конференции по лечебно-оздоровительному туризму, которая традиционно проходит в рамках выставки. Прагматизм спроса на поездки, желание наиболее эффективно проводить отпуск связано с жестким ритмом жизни большинства трудоспособного населения. Потребителю туруслуг уже мало просто пляжного отдыха или возможности осмотреть достопримечательности, все это хотелось бы дополнить оздоровлением. Системный кризис официальной медицины, считает г-н Шпилько, свел почти на нет возможность заниматься здоровьем в течение всего года, поэтому поездка в отпуск – это едва ли не единственный шанс провести диагностику собственного организма, получить консультации квалифицированных специалистов и подлечиться.

Мощная волна спроса буквально на глазах подняла российские санатории, уже почти было отчаявшиеся в борьбе за место на рынке. Но вот почти 100-процентная загрузка здравниц Кавминвод в течение всего сезона – знаковое событие! Возрождение санаторно-курортной отрасли началось и на постсоветском пространстве: Сандра Труповниеце, директор по лечебной работе латышской компании Meeting Tour, на той же конференции рассказала о новых оздоровительных предложениях курортов Латвии: там «погоду делают», в основном, российские туристы.

Интересно, что многие отечественные гостиничные управляющие компании взяли в управление курортные отели, предлагающие оздоровительные и лечебные программы. Да, ими непросто управлять, да, они не дают таких доходов, как отели городские. Но очевидный спрос – мощный стимул. И вот первым иностранным отелем под управлением Heliopark Group стал баден-баденский Badhotel Zum Hirsh. Компания Amaks Grand Hotels взяла на себя работу в огромном хозяйстве курорта уральского Усть-Качка.

Российские санатории, получив приток клиентов и первые прибыли, начали всерьез заботиться о своей конкурентоспособности: они улучшают материально-техническую медицинскую базу, заботятся о повышении профессионального уровня специалистов, придумывают интересные маркетинговые ходы. В рязанском пансионате «Солотча», экспонировавшемся на выставке, сделали программу с названием «Победи боль в спине!». Один список зарубежного оборудования, которое закупили для реализации программы, занял пол-листа рекламного проспекта пансионата.

Не навреди! Любая оздоровительная процедура может не принести организму желанную пользу, а, напротив, навредить ему. О знаменитом предостережении Гиппократа очень вовремя, в разгар спроса на поездки за здоровьем, напомнила Надежда Маньшина, ведущий эксперт некоммерческого проекта «Санкуртур», руководитель лечебно-оздоровительного отдела группы компаний «Медси». Выступая на уже упомянутой конференции по лечебно-оздоровительному туризму, она напомнила данные Всемирной организации здравоохранения: две трети жителей Земли страдают хроническими заболеваниями. А это значит, что у них есть противопоказания к самым банальным оздоровительным процедурам - например, каждый вид вод кому-то противопоказан. Если углекислые ванны станет принимать человек с заболеваниями неврозами, нефритами, нефрозами или беременная женщина, последствия могут быть самыми удручающими. Это значит, что перед поездкой на курорт не надо забывать об обследованиях. Агентство, рекомендующее клиенту оздоровительный тур, обязано предоставить ему консультацию врача. При каждом spa-центре должен быть медик-специалист, который рекомендовал бы те или иные процедуры. Пока это всего лишь пожелание. Квалифицированное медобследование перед поездкой в санаторий, тем более перед посещением spa-центра, не очень-то и возможно в условиях нашей медицины. Поэтому гигантская ответственность возлагается на врачей «принимающей стороны».

Не праздный вопрос – квалификация персонала спa-центров, да и собственно вопрос права носить название «спа». Спрос породил бурный рост так называемых спа-услуг, но порой, как заметил заместитель генерального директора оздоровительного комплекса «Городской курорт» Сергей Виноградов, в некоторых центрах сотрудники даже не знают, как пользоваться закупленным владельцем оборудованием. В этой связи поучителен венгерский опыт, о котором рассказала советник по туризму посольства Венгрии Андреа Сегеди. В 2003 году в этой стране, славящейся именно оздоровительным туризмом, был принят закон о wellness-отелях, устанавливающий четкий перечень обязательных услуг, оборудования и оснащения для этих средств размещения. Очень строгим и многочисленным критериям wellness-отеля соответствуют 59 гостиниц Венгрии.

Медицинский туризм с российским акцентом. Во всем мире под медицинским туризмом подразумеваются поездки в конкретные клиники за получением лечебных услуг. При этом, как правило, жители стран, в которых медицинское обслуживание дорогое, выбирают клиники подешевле. В России, как заметила Надежда Маньшина, все иначе: состоятельные граждане едут уточнять диагнозы, оперироваться или лечиться консервативно в дорогие западные клиники, к которым они испытывают доверие. Здесь есть проблема: слишком мало компаний, предоставляющих качественные услуги по рекомендации и профессиональному выбору тех или иных лечебных учреждений за рубежом. Клиентам явно не хватает профессиональной информации. Об этом говорила Людмила Курмачева, генеральный менеджер компании Medassist, работающей на рынке медицинского туризма. Нынешнее состояние рынка медицинского туризма способствует процветанию контор, которые, пользуясь наличием спроса и отсутствием информации, отправляют клиентов в более чем сомнительные зарубежные клиники.

Время объединяться. Недостаток информации о том, кто есть кто на рынке оздоровительного туризма – одна из причин задуматься об объединении участников этого сегмента. На конференции об объединении заговорила Мария Коваль, исполнительный директор центра естественного оздоровления «НатураМед», функционирующего в сочинском санатории «Южное взморье». По мнению г-жи Коваль, образование ассоциации компаний, создающих оздоровительные туры, будет способствовать и обмену идеями и профессиональным опытом, поможет выработать принципы правильного позиционирования участников рынка, продвижению их продукта.

Принадлежность к профессиональной ассоциации могла бы стать своеобразным знаком качества, на который ориентировался бы потребитель. (Элеонора Арефьева, RATA-news H&R)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно