Travelport с 25 октября

Турции не страшна европейская конкуренция

Ранние продажи летнего сезона в Турции, стартовавшие еще в начале декабря минувшего года, практически сразу показали неплохой результат. По прогнозам, прирост по акции раннего бронирования может составить порядка 20-25% к объемам прошлого года. Это настраивает игроков рынка на оптимистический лад, хотя и с некоторыми оговорками. Очередное повышение цен, которое произошло в Турции с началом 2013 года, сильно напоминает события прошлого лета, когда многие российские туристы переключились на европейские страны, ставшие вдруг более дешевыми.


Напомним, 2012 год закончился для направления неожиданно: с одной стороны, все крупнейшие игроки рынка сообщили о росте «турецких» продаж, с другой – цифры официальной статистики впервые продемонстрировали пусть небольшое, но все же снижение российского турпотока в Турцию. По итогам 11 месяцев 2012 года страна приняла лишь на 4% туристов больше, в то время как за тот же период 2011 года турпоток россиян вырос примерно на 12%. Тогда же заговорили о симптомах стагнации – особо заметного на фоне прежнего и привычного для направления темпа роста. Это обстоятельство заставило отдельных экспертов заговорить о том, что Турция рискует потерять конкурентоспособность на российском рынке.


В частности, такое мнение в интервью турецкой газете Turizm Guncele недавно высказал генеральный представитель компании «ТЕЗ тур» Александр Синигибский. Главной причиной он назвал банальный рост долларовых цен. В прошлом году турецкий турпакет подорожал в среднем на 10%. А европейские отели, по его словам, из-за кризиса в зоне евро вынуждены были играть на понижение, что, естественно, привлекло россиян. Нынешние цены могут добить турецкое направление. «Очередное повышение тарифов турецкими отелями удивляет. Ведь еще в прошлом году было понятно, что цены на направлении достигли своего предельного уровня. Массовый турист привык к тому, что Турция предлагает доступный отдых. Не случайно сейчас объемы раннего бронирования по Испании, например, растут более быстрыми темпами, чем по Турции», – пояснила RATA-news PR-менеджер компании Евгения Федорова.


Между тем, коммерческий директор компании «ТЕЗ тур» Александр Буртин уверен, что в этом году ситуация на валютных рынках складывается в пользу Турции: «Цены в евро поднялись выше, нежели в долларовом эквиваленте. Соответственно, отдых в Европе подорожал более существенно, нежели в Турции. Это укрепило конкурентоспособность турецких курортов. Думаю, что в 2012 году у страны есть все шансы вновь нарастить свою долю на рынке».


Генеральный директор компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная также уверена, что ситуация с ценами вряд ли помешает Турции и в будущем доминировать среди летних направлений – главным образом из-за облегченного визового режима и любимой россиянами системы «все включено»: «Это не стагнация. Да, есть некоторое перераспределение турецкого турпотока среди других стран Средиземноморья, в первую очередь, это Греция и Испания. Но Турция как была, так и остается самым востребованным направлением у российских туристов». Свои слова собеседница RATA-news подкрепляет данными раннего бронирования, стартовавшего еще в середине декабря, называя их «очень успешными». И хотя конкретных цифр эксперт раскрывать не стала, но подчеркнула, что схема ранних продаж набирает популярность из года в год – что бы ни говорили о снижении доверия к отрасли и направлению. В «Анекс Тур» первая заявка по акции раннего бронирования была принята на майские праздники, а вообще глубина продаж достигает октября. «В прошлом году, несмотря на некоторый спад по рынку, мы зафиксировали 30-процентный прирост за счет новых регионов вылета, а также расширения географии полетов», – отметила г-жа Федорова.


Заместитель генерального директора московского офиса компании «Нева» Светлана Дроздова также полагает, что рано хоронить Турцию. «Как бы нам самим ни хотелось более существенного распределения турецкого потока в европейские страны, рассчитывать на это не стоит. Равных туркам по уровню сервиса, а, главное, по умению развлекать наших туристов в ближайшем будущем не предвидится», – сказала она RATA-news. И хотя отток туристов с турецкого направления есть и даже растет, процент этот невелик на фоне общего «миллионного» объема. «Например, те несколько тысяч туристов, которых в этом году недосчитается Хорватия в связи с введением виз, окажутся для туроператоров гораздо большей потерей», – заметил г-жа Дроздова. Эксперт уверена, что Турция в этом году будет конкурировать не столько с европейскими странами, сколько сама с собой. В Турции сейчас много хороших, равноценных курортов и отелей. Очевидно, что растет и конкуренция между ними за российского и европейского туриста. Эта тенденция была заметна уже в прошлом году и, скорее всего, обострится в этом.


Как пояснила г-жа Подгорная, в 2012 году туроператоры грамотно подошли к формированию полетных программ, поэтому на рынке практически не было спецпредложений, турпродукт продавался по своей реальной цене, в то время как европейские курорты уходили с минимальной маржинальностью. «Думаю, в этом году ситуация с ценами по Турции останется благоприятной для игроков рынка», – заключила Анна Подгорная. Ранее сообщалось, что в 2013 году туроператор намерен продолжить наращивание своих «турецких» объемов, расширить географию вылетов из России и активнее заниматься курортами на Эгейском побережье.


Генеральный директор «НТК Интурист» Виктор Тополкараев считает, что ранние продажи летней Турции в 2013 году превысят прошлогодний результат на 20-25%. Но не стоит спешить с выводами только на основе предварительных бронирований. «Просто с каждым годом все больше туристов предпочитают иметь гарантированные места в понравившихся отелях. Но это не всегда показатель роста турпотока, на чем в прошлом году споткнулись многие туроператоры, заранее увеличившие свои объемы», – пояснил г-н Тополкараев. Пока «Интурист» настроен на благоприятный прогноз. В предстоящем летнем сезоне было принято решение на четверть расширить полетные программы в Турцию из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Между тем, как заметил г-н Тополкараев, если спрос не будет «дотягивать», программы придется корректировать.


Нина Егоршева, Светлана Ставцева, RATA-news