Travelport с 25 октября

Офлайн-продажи продолжают доминировать на туристическом рынке

Несмотря на двузначный рост, к 2024 году онлайн-сегмент туристического рынка не сможет занять половину всех продаж. Крупнейшим каналом останется офлайн, доля которого за четыре года может размыться с текущих 57% до 53,1%. Сохранять прочные позиции традиционной рознице помогают, в частности, туроператоры, чьи клиенты пока не готовы оплачивать путешествия через интернет.

Объем российского рынка тревел-услуг по итогам 2020 года может вырасти на 9,4% год к году, до $45,65 млрд (2,92 трлн руб.). Онлайн-сегмент увеличится на 12,7%, до $20,22 млрд (1,29 трлн руб.), а офлайн – на 6,9%, до $27,09 млрд (1,73 трлн руб.). Такие данные приводит Aviasales в своем совместном с Phocuswright исследовании, представленном в рамках организованного комитетом по туризму города Москвы форума разработчиков – хакатона Moscow travel hack.

Динамика рынка превышает результаты 2019 года. Тогда, по подсчетам Phocuswright, общие продажи росли на 7,2%, онлайн-сегмент – на 12,6%, офлайн – на 3,4%. Сходные данные приводят в Data Insight. По подсчетам аналитиков, общая стоимость совершенных из России онлайн-бронирований тревел-услуг в 2019 году выросла на 20%, до 1,03 трлн руб. При этом годом ранее оборот рынка увеличивался на 25%. Замедление динамики в Data Insight связывают с постепенным переходом онлайн-сегмента туристического рынка к линейному росту.

Но двузначные темпы роста не позволят онлайн-сегменту стать основным каналом продаж на российском тревел-рынке как минимум в ближайшие четыре года.

По прогнозам Phocuswright, в 2023 году лидером останется офлайн-розница, чья доля размоется с текущих почти 57% до 53,1%. Партнер Data Insight Борис Овчинников объясняет, что традиционный сегмент продолжает сохранять высокую долю за счет двух факторов – продажи организованных туров и бизнес-туризма. «Клиенты туроператоров, как правило, более консервативны, а в России также существует развитый рынок агентств»,— отмечает он. Расчет за корпоративные поездки пока происходит в основном через агентов, добавляет один из собеседников «Коммерсанта» на туррынке.

Расчеты Phocuswright подтверждают, что доля онлайн-продаж в сегменте организованного туризма остается минимальной. По данным аналитиков, в 2019 году на офлайн пришлось 91% от общего объема сделанных бронирований. Общие продажи сегмента в Phocuswright оценивают в $5,05 млрд (323,3 млрд руб.). В 2020 году этот показатель может вырасти на 7%, а доля офлайн-бронирований сохранится примерно на прежнем уровне, отмечают аналитики. Выводы подтверждаются данными туроператоров. В TUI пояснили, что на долю онлайн-каналов последние несколько лет стабильно проходилось 5% реализованных туров. В этом году компания рассчитывает нарастить показатель до 7%.

В 2023 году онлайн-продажи займут 15% в сегменте организованного туризма при росте всех продаж услуг туроператоров на 28,7% относительно 2019 года, прогнозирует Phocuswright.

Управляющий директор туристического сервиса Aviasales Макс Крайнов связывает низкий рост сегмента онлайн-бронирований организованных туров с высокой ценой продукта и небольшим пользовательским опытом: «Можно понять человека, который первый раз пришел на сайт и сомневается, оплатить ли здесь и сейчас картой тур за условные 50 тыс. рублей». При этом, отмечают в Aviasales, несмотря на активное развитие сервисов самостоятельного бронирования, для многих путешественников формат организованного туризма оказывается более комфортным. По расчетам Phocuswright, к 2023 году доля продаж туроператоров от всего рынка размоется с текущих 12,1% до 11,4%.

Максимальную долю онлайн-бронирований (86,4%) в 2019 году продемонстрировали перевозки low-cost. По оценкам Phocuswright, их доля от всего тревел-рынка за ближайшие четыре года вырастет с 1,8% до 2,8%. Эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов прогнозирует, что выразительные темпы роста сегмента бюджетных перевозок сохранятся до тех пор, пока не будет выбран «новый спрос» – пассажиры, которые ранее не пользовались услугами авиаперевозчиков. После того как постоянный приток новых клиентов завершится, авиакомпании начнут соревноваться не только ценой, но и качеством, и рынок найдет некий новый средний уровень, ожидает он.