Travelport с 18 января

Рынок речных перевозок восстановился, а флот перестал стареть

Речные перевозки полностью восстановились после резкого спада, связанного с крушением теплохода «Булгария» в июле 2011 года. Параллельно, благодаря мерам государственной поддержки судостроения, принятым после крушения, идет процесс «омолаживания» речного флота. О состоянии дел в речном транспорте рассказал вчера руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко.

«Мы собираем круизных судовладельцев минимум раз в квартал. Осенью составляем предварительное расписание движения судов по нашим рекам. Весной актуализируем. После крушения «Булгарии» спрос восстановился, продано 80% мест на теплоходах. Круизы востребованы, хотя мы понимаем, что ситуация с флотом не самая радужная. Круизные операторы работают над реновацией судов. У каждого судовладельца как минимум два теплохода отвечают международным требованиям», – заявил он.

По словам г-на Давыденко, после трагедии 2011 года многое было сделано для повышения безопасности речных круизов. Хотя здесь госорганы сталкиваются с серьезной проблемой: от судовладельцев нужно добиться безопасного судоходства, но большое число проверок мешает бизнесу. «Главное, что это коррупционноопасная область. Раньше документы о проверке судна выдавались безосновательно. Теперь мы сделали специальное программное обеспечение. Все данные по судну заносятся в компьютер, мы всё можем видеть. Программа сама рассчитывает, когда судно должно быть проверено в следующий раз», – рассказал он. Александр Давыденко подчеркнул, что проблема возникает с мелкими судовладельцами, имеющими 1-2 судна, для которых обеспечение безопасности обходится довольно дорого. «Должна быть смена экипажа, оборудование, двойное наличие спасательных средств. Шлюпок столько, сколько пассажиров на борту. Но мы не говорим «мелкий судовладелец», мы говорим – добросовестный и недобросовестный. В случае с «Булгарией» были нарушены все правила, которые могли быть нарушены», – рассказал он.

Напомним, что теплоход «Булгария» затонул 10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище. Погибли 122 пассажира, в том числе, 28 детей. После крушения теплохода спрос на речные круизы сократился, по разным оценкам, на 30-40%, часть теплоходов следующим летом не вышли в рейсы из-за падения пассажиропотока. После трагедии был принят пакет изменений в законодательство, ужесточающих ответственность судовладельцев за состояние судов. Одновременно появился федеральный закон о господдержке российского судостроения и судоходства, устанавливающий ряд налоговых льгот для судовладельцев в том случае, если их суда построены и эксплуатируются в России. «Этот закон дал возможность судовладельцам строить флот. Там много льгот, но обязательно нужно строить суда на российских верфях. Эта возможность была использована. Не все хорошо продвигается, есть проблемы, но строительство идет, в год 100-120 судов спускаем на воду. Есть обеспечивающие, есть транспортные, есть пассажирские. За два года российский судовой реестр увеличился в три раза, а флот перестал стареть. У нас средний возраст судов под российским флагом составлял 36 лет. Сегодня это 28 лет. Количество судов стало увеличиваться, а возраст перестал расти, это очень важно», – сказал Александр Давыденко.

По его словам, в России может быть принят еще один закон, полезный для судовладельцев. Его проект предусматривает, что если компания владеет судном более трех лет, а его возраст превышает 32 года, она может получить утилизационный грант в размере от 20% до 100% стоимости на постройку нового судна. Г-н Давыденко рассказал, что вернуть грант в казну можно будет в течение 30 лет в виде налогов и других сборов, в том числе налога на имущество. Он подчеркнул, что эта мера важна, в первую очередь, именно для речного флота.

Александр Давыденко напомнил, что 11 апреля открывается навигация в московском речном бассейне. Большие круизные суда выйдут в рейсы 30 апреля.