Travelport с 25 октября

Турцию предупредили о возможной отмене чартерных рейсов из России

Чартерное сообщение между Россией и Турцией может быть вновь приостановлено. Такой вывод можно сделать из предупреждения, которое Росавиация вчера разослала российским авиакомпаниям – в связи со сложной внутриполитической ситуацией в Турецкой Республике. Ожидалось, что к вечеру понедельника Росавиация представит официальное разъяснение, но оно не поступило. Никаких изменений в полетах не произошло.

В связи с этим туристическое сообщество обсуждает две версии происходящего. Первая – дело в парламентских и президентских выборах, которые состоятся в Турции 16 апреля с непонятными последствиями. Несмотря на высказываемое многими экспертами мнение, что Эрдоган и его команда одержат на них победу, делать однозначные прогнозы преждевременно, ситуация может принять непредсказуемый оборот. Вторая версия: информация о возможном запрете чартерных рейсов – это сигнал турецким властям быть более последовательными в отношениях с российским руководством в сирийском вопросе. Анкара официально поддержала недавнюю атаку США на авиабазу в Сирии и призвала российские власти прекратить поддерживать сирийского лидера Башара Асада.

Если Турция перестает быть нашим союзником, у России есть такой рычаг воздействия, как отзыв турпотока. Напомним, такой метод уже применялся осенью 2015 года после уничтожения в Сирии нашего военного самолета и оказался для турецкой туриндустрии очень болезненным. Запрет на чартеры был снят только в августе 2016 года – на фоне постепенного потепления отношений между нашими странами.

По словам туроператоров, значительная часть летней авиаперевозки из России в Турцию будет осуществляться чартерными рейсами в статусе регулярных. Тем не менее подавляющее число запланированных рейсов, особенно из регионов – все-таки чартеры. Турция в 2017 году, как и в предыдущие три года, субсидирует чартерные рейсы с российскими туристами. За каждый самолет со 100 туристами на борту будет выплачиваться $6 тыс. Если же в самолете 150 и более пассажиров, сумма субсидии составит уже $7850.

Если запрет на чартеры вступит в силу, для туроператоров есть вариант перевести их в регулярные, однако далеко не у всех российских авиакомпаний есть допуск на регулярные полеты в Турцию. В любом случае, отмена чартерных рейсов серьезно повлияет на рынок и может даже привести к потребительским конфликтам, так как некоторые туркомпании не смогут вернуть туристам потраченные на путевку деньги, особенно на фоне прошлых двух «голодных» лет, полагают на рынке.

Непросто будет найти и адекватную замену Турции: направление продается по очень доступным ценам, поэтому в нынешнем потоке высок процент людей с ограниченным бюджетом, которых трудно переориентировать на другие страны. В начале лета недельный пакет с перелетом и питанием all inclusive в Турции в отеле 3* можно приобрести от 30,4 тыс. рублей на двоих, в 4* – от 35,3 тыс., в 5* – от 41,7 тыс. Аналогичные пакеты, но только с завтраками, в сочинской «трешке» обойдутся от 37 тыс. рублей, в «четверке» – от 52 тыс., в «пятерке» – от 65 тыс. рублей. В Крыму расклад на этот же период выглядит так: 28 тыс., 54 тыс. и 104 тыс. рублей в отелях 3*, 4* и 5* соответственно. Примерно такой же цена, с некоторыми изменениями по периодам сезона, останется и в течение лета.

2016 год из-за отмены чартеров оказался почти провальным: например, с января по сентябрь Турцию посетило чуть более полумиллиона россиян, хотя за аналогичный период 2015 года – 3,3 млн. В этом году хорошие цены и отложенный спрос дали быстрый результат. Анталью в феврале 2017 года посетили 12,7 тыс. российских туристов – в 35 раз больше, чем в феврале прошлого года. Ожидается, что в этом году поток из России достигнет 3,5 млн. человек.

По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, акции раннего бронирования на этом направлении показали рост спроса в 4-5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Все туры уже оплачены, и остановка чартеров создаст крайне сложную ситуацию. «Это будет, грубо говоря, беспрецедентный облом для миллионов туристов, даже хуже, чем закрытие Турции в 2015 году. Ведь тогда направление закрыли в конце ноября, когда продажи уже закончились, сезон был завершен. А сейчас канун высокого сезона. И остановка чартеров – это крушение надежды для людей, которые даже в условиях экономического кризиса решили вывезти детей на отдых, тем более что Турция дает очень доступные цены», – пояснила г-жа Тюрина.

 

Ставцева Светлана, RATA-news