Travelport с 18 января

Средний класс осваивает Cардинию

Много лет российские лидеры направления старательно поддерживали VIP-имидж второго по величине острова в Средиземном море – Сардинии. Сложился он еще в 60-х годах прошлого века, когда арабский шейх создал Porto Cervo – мекку богатых и знаменитых. В конце 90-х Сардинию открыли для себя русские – для многих олигархов, политиков и представителей гламурной тусовки она стала столь же обязательна летом, как Куршевель зимой. В 2006-м в Москве появился ресторан Porto Cervo, а на Кальяри поставили чартерную цепочку Forte Flight – лайнер с двумя классами обслуживания – первым и бизнес. Рейс был рассчитан, прежде всего, на тех, кто отдыхал в знаменитом курортном комплексе Forte Village со средней стоимостью турпакета в €10 тыс.

Но кризис 2008 года внес определенные изменения в поведение европейцев – экономить принялись все, выставлять богатство напоказ стало считаться дурным тоном, а на Сардинии большим спросом стали пользоваться средние по цене предложения. Постепенно мировой тренд пришел в Россию – количество покупателей дорогих туров на Сардинию стало уменьшаться. Зато, по словам экспертов в области недвижимости, вырос спрос на покупку вилл.

Сардиния, конечно, по-прежнему остается VIP-направлением, на острове есть множество шикарных отелей и инфраструктура, готовая удовлетворить потребности самой взыскательной публики. Но прекрасный остров уже давно облюбовали и представители среднего класса из Италии, Германии, Великобритании, Франции. Статусная публика дислоцируется в определенных местах на севере и юге острова. Русские, как правило, выбирают июль, август. В другое время даже в Porto Cervo отельеры дают хорошие скидки. Кроме того, на Сардинии есть множество клубных отелей, предлагающих недельное проживание за приемлемые для «обычного» туриста деньги. Именно на них решили обратить свое внимание наши туроператоры в этом году.

С тем, что продвигать в России предложения middle-сегмента – идея хорошая, согласны и на самом острове. «Сардиния заинтересована в увеличении количества российских туристов, а достичь этого можно, развивая средний сегмент, для которого на острове есть соответствующая база. Это, конечно, не те отели, что привлекают богатую публику, но это очень хорошие гостиницы уровня «выше среднего», – говорит Алессандро Казула, исполнительный директор итальянской компании HVM Group, офис которой находится в Кальяри.

Работа на VIP-рынке, безусловно, дает основным игрокам направления (PAC Group, «Турпарад», «Джет Трэвел», «Карлсон Туризм» и «Асент Трэвел») хорошие прибыли, но многие уже готовы признать, что потенциал роста соответствующей аудитории практически исчерпан. «Мы планируем расширение нашего продукта по Сардинии за счет клубных отелей типа Arbatax Park Resort. Спрос на них есть, мы идем вслед за ним», – рассказывает руководитель отдела маркетинга и рекламы PAC Group Элла Баранова. Обратили внимание на клубные отели и другие туроператоры. Но главным инициатором развития middle-сегмента на Сардинии стал новый для направления игрок. В этом году «Пегас Туристик» предпринимает революционные шаги на самых разных рынках, в том числе и на сардском. До него рейсы из регионов на VIP-остров никто не ставил.

«Пегас Туристик» заявил шесть дополнительных программ на Кальяри из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и Уфы. Они будут выполняться авиакомпаниями Red Wings, «Оренбургские авиалинии», «Аэрофлот» и «Трансаэро» на различных модификациях Боинга. Аргументы генерального директора «Пегас Туристик» Анна Подгорной традиционны: в регионах есть большой объем неудовлетворенного спроса и немало туристов, интересующихся Сардинией.

Старожилы рынка смотрят на игры «Пегаса» с интересом, но и с опаской, некоторые скептически. «Как показывает наш опыт, в регионах сложно найти состоятельных клиентов, а предлагать Сардинию по бросовой цене – значит, превратить ее в Сицилию», – считает руководитель итальянского департамента компании «Асент Трэвел» Екатерина Суворова. Однако, как поясняет г-н Казула, правительство Сардинии рассматривает популярную круглый год Сицилию с ее хорошо развитым middle-сегментом как положительный пример. Поведение же «Пегаса» многие собеседники RATA-news называют грамотным – региональные вылеты запланированы не на каждую неделю, а с расчетом 10-дневного пребывания туриста на Сардинии. Правильно выбраны и города. По словам туроператоров, доля клиентов из регионов у них составляет около 30%.

Представители компаний «Турпарад», «Карлсон Туризм», «Асент» и «Джет» утверждают, что угрозы своему бизнесу со стороны «Пегас Туристик» не видят, так как клиентура этого оператора не пересекается с их целевой аудиторией. «У них своя ниша и свой продукт. Возможно, всем на острове найдется место», – выразила общее мнение заместитель генерального директора «Карлсон Туризм» Светлана Куркович. Туроператоры больше опасаются имиджевых рисков – богатые русские могут и не захотеть ехать туда, куда «ездят все». Впрочем, опыт и отличное знание отельной базы и инфраструктуры, по мнению генерального директора компании «Турпарад» Екатерины Федоровой, всегда позволят подобрать клиенту именно тот отель, который подойдет ему больше всего – на Сардинии все они очень индивидуальны.

С другой стороны, туристов middle-сегмента, которые, по словам г-жи Подгорной, активно бронируют туры, Сардиния может и разочаровать. «Те, кто покупает недорогие туры на Сардинию, привыкли в Египте или в Турции получать за небольшую сумму полный пакет услуг. На Сардинии им придется много тратить, они почувствуют себя золушками на балу», – предполагает заместитель генерального директора компании «Джет Тревел» Максим Приставко. Кроме того, по мнению Алессандро Казула, в ряде гостиниц среднего сегмента туристы могут столкнуться с языковыми проблемами, с неготовностью персонала учитывать привычки и менталитет русских туристов. HVM Group выдает специальный сертификат соответствия «Русский ключ» отелям, полностью готовым к приему русскоязычных туристов. «Дорогие отели на Сардинии привыкли к россиянам, имеют говорящий по-русски персонал. В то же время отели middle-класса раньше не работали с русскими и сейчас только готовятся к сертификации», – говорит г-н Казула. И хотя и Анна Подгорная, и Элла Баранова пообещали, что во всех отелях, с которыми они работают, туристам будут обязательно помогать представители компаний, этого может оказаться недостаточно.

Будет ли избыток авиаперевозки? По подсчетам Анны Подгорной, новые программы «Пегас Туристик» увеличат существовавшие ранее объемы как минимум на 70%. Для рынка это вызов. Четыре рейса в неделю из Москвы в два основных аэропорта острова (Кальяри на юге и Олбия на севере), которые до этого года совместными усилиями ставили основные игроки, по словам г-жи Суворовой, «грузились с трудом». «Ориентация на новый покупательский сегмент потребует дополнительного количества кресел, того, что было в прошлом году, будет мало», – уверен Алессандро Казула и добавляет: «Впрочем, десять бортов может оказаться слишком много».

Любопытно, что количество рейсов из Москвы окажется практически тем же. К двум вылетам в неделю на Кальяри – их консолидируют, как обычно, «Турпарад» и тройка PAC Group, «Карлсон Туризм» и «Джет Тревел» – добавился рейс «Пегас Туристик». А вот на север Сардинии, в Олбию, похоже, в этом году будет летать только один борт в неделю – регулярный рейс итальянской авиакомпании Meridiana fly. От консолидации собственного рейса PAC Group, «Карлсон» и «Джет» в этом году отказались. Общее количество бортов на Олбию, таким образом, сократится, а на Кальяри существенно возрастет.

По словам Екатерины Федоровой, «Турпарад» в этом году сохранил прежние объемы перевозки. Светлана Куркович сообщила, что «Карлсон Туризм» увеличил объемы на Кальяри примерно на 30%, при этом объем кресел на Олбию не изменился. В компаниях «Джет Тревел» и «Асент Трэвел» говорят о сокращении количества мест. «Поскольку объем заявленной перевозки на Сардинию превысил все разумные пределы, мы решили в этом году занять выжидательную позицию и посмотреть, как будет развиваться ситуация», – комментирует Екатерина Суворова. Как «развернется» сезон – это интересно всем.

Екатерина Сирина, RATA-news