Travelport с 25 октября

Повернется ли РЖД лицом к турбизнесу?

Руководство Российского союза туриндустрии направило письмо в адрес главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева с просьбой разобраться с проблемой, возникшей у туроператоров, продающих туры по России и за рубеж с проездом по железной дороге.

Как рассказали в исполнительной дирекции РСТ, «дочка» РЖД – ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК), в полномочия которой входит организация пассажирских перевозок на поездах дальнего следования, настойчиво навязывает турбизнесу посредника в лице компании ООО «РЖД Тур». До апреля 2010 года туроператоры запрашивали места для тургрупп в Московском железнодорожном агентстве (МЖА). Там же турфирмы выкупали билеты, при необходимости могли их сдать и получить обратно деньги. За свои услуги МЖА взимала комиссию в размере чуть больше 230 рублей. Два года назад агентство стало филиалом вновь образованного ФПК. Туроператоры по-прежнему подавали заявки на покупку мест через агентство, и лишь отдельные вопросы, например, прицепка дополнительных вагонов, решались через Федеральную пассажирскую компанию.

Однако с некоторых пор информация по заявкам туроператоров стала из ФПК поступать в компанию «РЖД Тур», ее представители связываются с турфирмами и предлагают сотрудничество. Более того, туроператоров по очереди приглашают к руководству ФПК и сообщают о принятом решении реорганизовать работу с турбизнесом и передать полномочия по заключению договоров в «РЖД Тур».

Как пояснили RATA-news в турфирмах, это преподносится как развитие железнодорожного туризма, улучшение работы, оптимизация перевозок и использование подвижного состава. В договоре, который предлагается заключить туроператорам, перечисляются обязательства «РЖД Тур» – прием, обработка, оформление, оценка наличия технической возможности выполнения исполнителем заявки, подача и регистрация заявок, а также приобретение проездных документов. За свои, с позволения сказать, «услуги» «РЖД тур» хочет получать вполне весомое вознаграждение: на внутреннем направлении – от 300 до 750 рублей с билета в одну сторону, на международном – от 500 до 1000 рублей с билета в одну сторону.

«Очевидно, что таким образом ущемляются права потребителей туруслуг, покупающих перевозку в составе турпакета. Они вынуждены платить за свой проезд больше, чем обычные пассажиры, приобретающие билеты в железнодорожной кассе», – заметил вице-президент РСТ Юрий Барзыкин.

Генеральный директор компании «Алеан» Илья Уманский считает, что проблемы с железнодорожной перевозкой у туроператоров останутся, пока естественная монополия в лице РЖД будет стоять спиной к турбизнесу. «Многие турфирмы сегодня просто не берут на себя покупку железнодорожных билетов, перекладывая эту задачу на плечи клиента. Такой «отстраненности» операторов есть минимум три причины: продажа билетов за 45 дней, когда еще невозможно указать состав группы, отсутствие групповых скидок – групповые тарифы, как правило, дороже обычных, и отсутствие бонусов туроператорам, которые продают билеты в составе турпакета», – сказал г-н Уманский.

С коллегой согласен и генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин: «У туроператоров уже давно нет резона покупать железнодорожные билеты для групп. Требование РЖД, согласно которому мы должны предоставить паспортные данные туристов за месяц с лишним, фактически невыполнимо, поэтому мы перешли в режим «штучной» работы, когда билеты выкупаются индивидуально». По мнению эксперта, подобная система была порождена дефицитом железнодорожных билетов, но сейчас она уже не актуальна, проблемы с их покупкой возникают только в пиковые даты.

Турбизнес ждет от ФАС содействия в разрешении возникшей проблемы. Действительно, трудно говорить о развитии внутреннего туризма, когда не решен вопрос с транспортной составляющей, а у туроператоров нет возможности работать в нормальной конкурентной среде.

 

Нина Егоршева, RATA-news