Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

«Живые уроки» как пример успешного взаимодействия бизнеса и власти

Одной из обсуждаемых тем на форуме по детскому туризму в Калуге, который прошел при поддержке министерства культуры РФ и министерства культуры и туризма Калужской области, было недостаточное взаимодействие образовательных и властных структур с турбизнесом при организации детских групповых туров. В этом контексте позитивным примером стал проект по экскурсионно-образовательному туризму «Живые уроки», о котором рассказала генеральный директор компании «Интерс-Рус» Татьяна Козловская.

Одной из целей «Живых уроков» стало как раз создание эффективной модели сотрудничества органов власти, образовательных организаций и туроператорского сообщества. «Отсутствие взаимодействия особенно заметно в регионах. Но там, где проект активно развивают не только туроператоры, но поддерживают и власти, он продвигается гораздо быстрее», – сообщила она.

Проект осуществляется при содействии министерства культуры РФ, Ростуризма и субъектов РФ – участников проекта. За два с половиной года к «Живым урокам» присоединились 36 регионов, в каждом из которых созданы рабочие группы из представителей местной администрации в сфере туризма и образования, а также минимум трех туроператоров.

Г-жа Козловская подчеркнула, что детский туризм просто необходим для нормального интеллектуального, духовного и творческого развития подрастающего поколения, воспитания патриотизма. «К сожалению, сейчас наши дети крайне редко путешествуют классами. К примеру, в Германии 25% школьников ежегодно совершают поездки вместе с классом, такие туры поддерживаются на государственном уровне», – добавила она.

Попытки объединить обучение, воспитание и туризм делаются давно, и в этом контексте проект «Живые уроки» становится основой такой системы. Образовательные экскурсии и экскурсионно-образовательные туры в рамках проекта разработаны в соответствии с учебными программами разных предметов на базе природного, культурно-исторического, производственного и научного потенциала российских регионов.

«Живые уроки» хорошо вписываются во внеклассную деятельность, на которую в школах выделяется примерно 10 часов в неделю. Можно «накопить» эти часы и использовать во время каникул, например, для недельного тура по стране. «Поездки детских групп интересны не только туриндустрии, но много дают и самим регионам. В первую очередь это загрузка отелей, объектов питания и транспортных компаний в межсезонье, чего мы никак не можем добиться от взрослых туристов, которые обычно предпочитают отдыхать летом», – пояснила Татьяна Козловская.

Участие в проекте предполагает создание в каждом регионе системы экскурсий и маршрутов для школьников, обеспечение высокого уровня услуг и добровольной сертификации туроператоров, экскурсоводов, объектов размещения, питания, показа и т.п.

Г-жа Козловская напомнила, что сегодня государство поощряет прием туристов, прежде всего, иностранных, а детей в программах поддержки операторов не учитывает. По ее мнению, для начала можно выделить детский туризм отдельной строкой в бюджетах субъектов РФ, чтобы и регионы не боялись тратить деньги на его развитие. Бывает, доходит до абсурда: к примеру, школьников из Москвы отказываются везти на экскурсии в соседние области под предлогом, что «тогда мы будем вкладывать средства в другой регион, а не в свой».

Эксперт также добавила, что сейчас программа и организация фестивалей, тематических праздников, концертов, как правило, рассчитана на взрослых туристов. Например, во время рождественских каникул в Москве операторы сталкиваются с невозможностью выпустить ребят из автобусов в центре города, провести на Красную площадь и т.п., потому что на улицах слишком много народу. В итоге дети оказываются чужими на общем празднике. «В рамках больших развлекательных мероприятий в крупных городах необходимо делать отдельные участки с представлениями и прочими развлечениями для детей. Каждый федеральный округ во время каникул должен проводить на своей территории специализированные детские праздники», – говорит г-жа Козловская.

Самое важное, по ее словам, «не упустить нынешнее поколение детей, пока еще можно что-то сделать». А разработка инновационных методов на основе «Живых уроков» позволит предложить успешные практики и другим регионам России.

 

Наталья Панферова, RATA-news