Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Пандемия подтолкнула развитие туризма на Дальнем Востоке и в Арктике. А дальше что?

05:14, 11 июня 2021

Правительство планирует к 2030 году увеличить ежегодный турпоток на Дальний Восток и в Арктику до 15 млн человек. Компания KPMG провела исследование, чтобы выяснить, что сейчас привлекает россиян в эти регионы, а что мешает развитию туризма.

На Дальнем Востоке задуманы новые большие проекты, например, «Три вулкана» на Камчатке, а также крупные туристические кластеры. Идет процесс создания единого дальневосточного авиаперевозчика и национальной круизной линии по маршруту Сахалин – Курилы – Камчатка. После нашумевшей истории с высказыванием вице-премьера Дмитрия Чернышенко о туристах, которые «вытопчут» Долину гейзеров, на Камчатке уже организована компания для перевозки людей легкомоторными самолетами. Это быстрее и в три раза дешевле, чем на вертолете.

Вопрос цены, как следует из анализа запросов туристов, проведенного компанией KPMG, остается принципиальным для поездок на Дальний Восток и в Арктику.

К Арктике аналитики компании относят Мурманскую, Архангельскую области, Красноярский край, Карелию, Коми, Ямало-Ненецкий и Ненецкий АО. Дальний Восток – это Приморье, Хабаровский край, Амурская, Магаданская области, Сахалин, Камчатка, Чукотка, Бурятия, Якутия, Забайкалье и Еврейский автономный округ.

По данным исследования, 64% респондентов, которые еще не были на Дальнем Востоке и в Арктике, но хотели бы посетить, в качестве препятствия называют именно высокую стоимость поездки. Почти 40% тех, кто уже побывал здесь, также говорят о высокой цене.

Средняя стоимость путешествия в эти регионы, по данным исследования, составляет от 21 до 100 тыс. рублей на одного человека. Понятно, что минимальные суммы из этого диапазона платят жители ближайших регионов. Большинство побывавших на Дальнем Востоке заплатило примерно 100 тыс., а 22% – гораздо больше.

При этом перелет на Дальний Восток в среднем стоит дороже, чем в Арктику, независимо от региона отправления. Например, из Москвы во Владивосток билет стоит 23,6 тыс. рублей туда-обратно, в Мурманск – 7,2 тыс. Из Екатеринбурга – 32,4 и 14,4 тыс. рублей соответственно, из Новосибирска – 19 тыс. и 30 тыс. рублей.

Помимо стоимости туристы отмечают долгий перелет (56% респондентов) и неразвитости инфраструктуры для отдыха (38%). Действительно, по официальным данным, Дальнему Востоку необходимо минимум вдвое увеличить количество номерной фонд. Сейчас в регионе всего около двух тысяч номеров, причем, хоть «какая-то звезда» есть только у 10% гостиниц. Большинство объектов имеют вместимость до 25 номеров.

Однако, несмотря на цены и нехватку инфраструктуры, пандемия и закрытые границы сделали свое дело: россияне активнее поехали на Дальний Восток и в Арктику. Правда, и до пандемии турпоток в эти регионы стабильно увеличивался в среднем на 5-7% в год. В 2019 году поток на Дальний Восток и в Арктику составлял 8,6 млн туристов (86% и 14% соответственно), или 11,8% от всего турпотока в России.

Тогда Приморье, Хабаровский край, Амурскую, Магаданскую области, Сахалин, Камчатку, Чукотку, Бурятию, Якутию, Забайкалье и Еврейский автономный округ посетило 7,4 млн человек. Из них 5 млн человек приняло Приморье – туристический центр (точка входа) Дальнего Востока, на него традиционно приходится не менее 70% потока.

Мурманскую, Архангельскую области, Красноярский край, Карелию, Коми, Ямало-Ненецкий и Ненецкий АО в 2019 году посетили 1,2 млн путешественников. Из них 458 тыс. приняла Мурманская область – туристический центр Арктики с 40% от общего потока.

Одновременно в 2019 году активно росло число туроператоров, работающих на этих направлениях: на Дальнем Востоке их стало 440 (+13% к 2018 году), в Арктике – 170 (+18%).

В 2020 году поток упал из-за пандемии и составил на Дальнем Востоке 1,8 млн человек, в Арктике – 828 тыс. Это средние цифры по регионам, падение не было однородным: 34% респондентов среди игроков отрасли в Камчатском крае, Сахалинской области и Бурятии отметили в опросе KPMG рост турпотока.

Более того, по официальной статистике, турпоток в Камчатском крае в третьем квартале 2020 года вырос в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Аналогичные показатели в Карелии.

Не так сильно, как в 2019 году, но все-таки выросло и число туроператоров, зарегистрированных на территории Камчатского края, их стало на 18 больше. Та же тенденция и в Сахалинской области.

В 2021 году увеличения турпотока на Дальний Восток и в Арктику ждет 71% представителей профильного бизнес-сообщества, говорится в исследовании KPMG. При этом 39% компаний полагают, что рост не превысит 25%. Еще 23% прогнозируют увеличение на 25-50%, а 9% – более чем в полтора раза. Не ждут изменения турпотока 16% туркомпаний, а 13% прогнозируют спад.

По словам и пессимистов, и оптимистов, главный барьер для развития туризма на Дальнем Востоке и в Арктике – сезонность. Об этом говорит почти 70% представителей бизнес-сообщества и органов власти. Почти 60% респондентов среди барьеров указывает также высокие затраты на строительство объектов инфраструктуры и долгий срок их окупаемости. Почти 50% не видит реального комплексного плана развития этих территорий.

Невысокий потребительский спрос на туристические поездки отмечают 16% респондентов. Интересно, что среди «недовольных» и вполне успешные в своих регионах туристические направления – Мурманская область, Бурятия, Сахалинская область, Камчатский край.

Еще 13% респондентов KPMG в качестве барьера для развития отрасли указали на дефицит рекреационных земель, прежде всего, лесного фонда и земель вблизи водоемов. «Есть желание взять участок под рекреацию, направили заявку на аренду в лесное управление региона в сентябре 2020. До сих пор без ответа», – таков комментарий одного из участников опроса.

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно