Пегас с 18 октября

Чего хочет и что может полуостров Крым?

Мы уже сообщали, что мнения опрошенных аналитическим центром Юрия Левады россиян и наших экспертов, руководителей ведущих операторов по внутреннему туризму, практически совпали – соотечественники хотят отдыхать на российских курортах. Коммерческий директор компании «Алеан» Илья Клубникин с уверенностью заявил RATA-news, что спрос на поездки по России растет. По сравнению с тем, сколько людей перемещается внутри страны с туристическими целями, выездной поток покажется каплей в море. Связывает он это с улучшением благосостояния россиян, многие из которых могут себе позволить отказаться от соцстраховских путевок и отдохнуть на коммерческой основе так, как им хочется. Клиенты «Алеана» активнее поехали в Анапу (рост продаж по сравнению с прошлым годом на 40%), Геленджик (+20%), Туапсе (+60%). Успехи г-н Клубникин связывает с резким увеличением количества турпродукта в этих городах – объектов размещения, питания и развлечения.

Вместе с тем, руководитель департамента внутреннего туризма компании «Астравел» Юрий Блейз отметил ряд проблем, которые еще предстоит решить краснодарским курортам. Если в Анапе, а этот город г-н Блейз также назвал главным южным направлением нынешнего сезона, при общем улучшении инфраструктуры сохраняется широкий ценовой диапазон на объекты размещения, то в Геленджике гостиницы на волне успеха стали непомерно завышать цены. Совсем немного осталось, по мнению Юрия Блейза, до ценового катарсиса. Если тенденция продолжится и местный рынок «добьется» полного вымывания отелей, нацеленных на прием туристов со средним и низким уровнем достатка, то Геленджик по спросу провалится. Что, собственно, и произошло в «Астравеле» в этом году.

Еще одна беда многих краснодарских гостиниц, на которую обратил внимание г-н Блейз, это остатки советской ментальности у обслуживающего персонала. Ну никак не удается ее вытравить. Вроде бы и ждут отдыхающих, а как те приезжают, да еще начинают просить чего-нибудь, так тут же у хозяев «гостеприимное» выражение лица и меняется.

Давайте, однако, покинем российское побережье Черного моря и отправимся в Крым. На этом направлении картина, в общем, неплохая. Оценка спроса у наших экспертов колебалась от сдержанной до весьма радужной. Директор по российскому туризму компании «Ванд Интернешнл Тур» Ирина Солянкина: «Спрос есть, но менее активный, чем в прошлом году». А генеральный директор компании «Орфей» Михаил Романов отметил, что Крым в этом году стал лучше продаваться. По его мнению, россияне, поначалу активно реагировавшие на политическую ситуацию на Украине, наконец, махнули на все рукой и вернулись на крымские курорты.

Генеральный директор бюро путешествий «Ориент» Анатолий Гусев также отметил, что после прошлогоднего спада налицо подъем интереса к Крыму. Спрос на Крым в «Ориенте», как, впрочем, и в «Мультитуре», и в «Алеане», и в «Солвексе», вырос на 50%. А в компании «Дельфин», по свидетельству генерального директора Сергея Ромашкина, на все 100%. Сказался отложенный спрос. Прошлогодний спад, как объяснил г-н Ромашкин, был вызван колоссальным, ничем не оправданным ростом цен. По сравнению с 2005 годом они резко подскочили практически в два раза. В этом же цены поднялись только на 5-7%, что вполне соответствует уровню крымской инфраструктуры. «Мы прогнозировали рост своих объемов до 25%, но просчитались, – посетовал Сергей Ромашкин, – и теперь жалеем, что мало взяли мест».

Свои планы по увеличению продаж по Крыму в 2,3 раза, как рассказал Юрий Блейз, компания «Астравел» полностью выдерживает. На сегодняшний день все места, взятые в элитных объектах, распроданы. Коснулся г-н Блейз и проблем, с которыми приходится  сталкиваться, работая с крымчанами. Не приживаются пока на крымской почве  рыночные отношения. В разгар сезона гостиницы легко могут поднять стоимость услуг. На днях, например, компания получила уведомление об очередном скачке на 15-20% от ялтинских санаториев «Украина» и «Днепр