Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Президиум РСТ обсудил меры по госрегулированию турбизнеса

15 сентября состоится расширенное заседание комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, правления РСТ и комиссии по туризму и индустрии гостеприимства РСПП. Будут рассматриваться предложения туристского и экспертного сообщества по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере выездного туризма.

5 сентября их обсудили на заседании президиума РСТ. Участники встречи выработали общую позицию, которую РСТ донесет до правительства. Суть ее, прежде всего, в отстаивании принципа разграничения ответственности туроператоров и турагентств, туроператоров и перевозчиков. Чтобы туристы, полностью оплатив свои туры и находясь в поездке, не заметили банкротства туроператора, предлагается ввести в договор о реализации турпродукта такие существенные условия, как обязательное предоставление туристу до вылета из России авиабилетов туда-обратно, а также документа о бронировании (ваучера). В договор авиаперевозки также необходимо ввести существенные условия в виде банковской гарантии или банковского депозита, законодательно закрепив требования и условия регулярной оплаты авиарейсов. Минтранс поддерживает РСТ в этом вопросе.

Для диверсификации рисков признано целесообразным создать также обязательный реестр турагентов и запретить турагентскую деятельности без внесения в этот реестр. В свою очередь, для туроператоров правительство предлагает, и РСТ согласно с этим предложением, предусмотреть повышенные требования к единому федеральному реестру туроператоров. В частности, расширить перечень оснований для исключения туроператоров из реестра, установить запрет на осуществление деятельности операторами, не включенными в реестр, а за нарушение увеличить сумму административного штрафа со 100 тыс. до 500 тысяч рублей.

РСТ поддерживает предложение усилить контроль за деятельностью туроператоров, для чего наделить Ростуризм надзорно-контрольными функциями и создать территориальные органы этого ведомства. Правда, узаконивание этой функции – процесс долгий, так что рассчитывать на это в ближайшее время не стоит. Минкультуры предлагал ввести еще и уголовную ответственность за мошенничество в туристической сфере и за незаконную туристическую деятельность, однако на последней встрече у Дмитрия Медведева этот вопрос не обсуждался.

Пакет мер включает также изменение порядка формирования компенсационного фонда «Турпомощи» и создание еще одного – страхового фонда «Турпомощи». По замыслу Минкультуры, операторы вносят, как и прежде, взнос в компенсационный фонд плюс банковская, страховая гарантия или депозит для компаний с оборотом более 1 млрд. рублей. И только если не хватает индивидуального депозита, распечатывается общий фонд ассоциации. РСТ полагает, что взносы операторов в компенсационный фонд можно оставить на нынешнем уровне, сохранить действующую норму закона. Но если компании не смогли получить страховую или банковскую гарантию, им придется внести индивидуальные депозиты из расчета количества туристов. То есть РСТ рассматривает депозиты как альтернативу действующей сейчас системе взносов, а правительство – как дополнение к уже действующим взносам. Вопрос этот также еще обсуждается, но одно очевидно: наряду с коллективной ответственностью пора вводить персональную ответственность компаний в виде депозита или страховки. Некоторые операторы уже сейчас готовы внести депозиты, считая их надежной гарантией.

«Турпомощь» оказалась не самым эффективным инструментом, но без ее участия, полагают в РСТ, решить проблему застрявших на курортах туристов было бы еще сложнее. Так что в планах – совершенствование этого механизма. «Мы будем рекомендовать «Турпомощи» в дальнейшем не платить за вывоз туристов, это – сфера ответственности перевозчиков», – сказал президент РСТ Сергей Шпилько. Действительно, учитывая вводимое разграничение ответственности операторов и перевозчиков, которое обяжет авиакомпании вывозить туристов домой, «Турпомощь» могла бы ограничиться лишь обеспечением размещения туристов, сняв с себя расходы по перелету.

В идеале, по словам вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, будущая схема распределения ответственности при возникновении потребительского конфликта на туристическом рынке может выглядеть следующим образом: по 40% затрат берут на себя оператор и перевозчик, 20% – сам турист, которому будет предложено страховать – на добровольных началах – свою путевку. Это многолетнее предложение РСТ о введении обязательного страхования каждой турпутевки, то есть каждого туриста, было поддержано правительством, а также Банком России, заявившим, что этот механизм вполне осуществим, но в трех вариантах: добровольное страхование туристом различных рисков по поездке; вмененное, то есть обязательное страхование оператором каждой путевки; а также комплексное – когда часть рисков страхует сам турист, а часть берет на себя туроператор.

Для тех туроператоров, кто не сможет или не захочет страховать каждую путевку, Минкультуры предложил в качестве альтернативы комбинированный вариант страхования ответственности: перечисление определенного процента от общей годовой цены турпродукта плюс 100 руб. за каждую турпутевку в тот самый страховой фонд «Турпомощи». Как пояснил министр, по экспертным оценкам, этого «комбинированного» страхования также должно хватить на возмещение ущерба туристам. Это предложение члены президиума союза пока обсуждать не готовы. Оно осталось за рамками пакета предлагаемых РСТ мер.

На президиуме также активно обсуждался вопрос о внедрении на рынке элементов антидемпинговой политики. Так, гендиректор компании «Интерс» Татьяна Козловская считает, что такая комиссия вполне могла бы быть создана при «Турпомощи». С ней согласна руководитель «Ванд Интернешнл» Татьяна Ванд: по ее мнению, такой орган был бы уместен при Ростуризме, который вправе запрашивать финансовую информацию от турфирм.

Оживленная дискуссия развернулась и вокруг электронной путевки. Ее введение, как полагают в правительстве, позволит создать единую и прозрачную информационную базу продажи турпродукта, иметь полную информацию о количестве туристов за рубежом, их месте нахождения и сроках пребывания. По словам вице-президента РСТ, заместителя директора «Турпомощи» Александра Осауленко, отсутствие такой базы этим летом серьезно мешало анализировать ситуацию с каждым обанкротившимся оператором и тем более – вывозить туристов: «Например, от «Лабиринта» мы добивались списков туристов почти 10 дней». Правда, нововведение это довольно затратное, на разработку и внедрение Государственной информационной системы уйдет не менее 3 лет и не менее 3 млрд. рублей, так что она вряд ли сможет появиться ранее 2018 года. Как именно будет работать система, где будут аккумулироваться путевки, неясно, так что президиум счел преждевременным вносить это предложение в пакет мер.

 

Светлана Ставцева, RATA-news