Тревелпорт

Фломская дорога – туннели и тролли, водопады и хюльдры

Продолжаем рассказ о поездке российских журналистов в Норвегию, организованной Советом по туризму королевства и компанией «Солвекс-Трэвэл».

Не менее интересная часть маршрута «Норвегия в миниатюре» – проезд по Фломской железной дороге. Эта дорога – настоящий шедевр инженерно-строительного искусства. Она соединяет Флом со станцией Мирдал. И если Флом находится почти на уровне моря, то Мирдал – на высоте 865 м. Прокладка рельсов из Мирдала началась летом 1936 года и была закончена во Фломе весной 1940 года, а летом по дороге пошли первые поезда. Протяженность ее всего 20 км, но 80% линии имеет уклон 55%. Понятно, почему так волнуются путешественники, отправляясь в путешествие по Фломской железной дороге, имеющей стандартную колею, но одной из самых крутых в мире. Тяги одного локомотива здесь явно не хватает, поэтому в хвосте поезда используется еще и второй. Путь из Флома в Мирдал со множеством туннелей одноколейный, второй паре рельсов просто негде поместиться, ведь повсюду горы и ущелья, реки и водопады. Встречные поезда разъезжаются в одном единственном месте – на станции Береквам.

Фломская дорога, согласно справочнику Gebirgsbanen Europas, считается самой впечатляющей горной дорогой в мире. Она несколько раз пересекает Фломскую долину, поднимаясь все выше. Состав то прижимается к краю скалы, то зависает над ущельем, то неожиданно ныряет в тоннель. Картинки за окном меняются так быстро и кардинально, что не успеваешь связать их между собой. Все напоминает фантастический аттракцион с целой чередой загадок. Что предстанет перед нашим взором, когда мы вынырнем из тоннеля: бурная горная речка, куда стекается тысячи больших и маленьких водопадов, суровая скала или идиллическая долина с редко разбросанными домиками?

Но одно место поистине уникально – водопад Кьесфоссен. Многие туристы специально приезжают ради него.

У водопада поезд останавливается минут на десять, и пассажиры высыпают на площадку, чтобы запечатлеть это чудо. С платформы открывается нереальной красоты картина: огромные массы воды с оглушительным ревом низвергаются с горы, проходят под железнодорожными путями и падают ниже в бесконечную пропасть. Водопад настолько близко, что в воздухе серебрится туман, кажется, нужно только протянуть руку и коснешься этого живого потока. Впечатление усиливает неожиданно возникшая прекрасная музыка, шум водопада как будто стихает, уступая место волшебной мелодии, и в центре летящей вниз воды появляется танцующая девушка в красном одеянии. Секунда – и нимфа исчезает, но тут же, появляется вновь в совершенно другом месте.

Туристы издают восторженный стон, лихорадочно щелкают фотоаппаратами, но легкое видение исчезает так же внезапно, как и появилось, музыка стихает, а гудок возвещает, что сказка окончилась и пора ехать дальше.

Кто же была эта загадочная красавица и как попала она в бурлящие струи водопада? Вот тут самое время вспомнить о национальном помешательстве норвежцев. О троллях, конечно. В них верят не только дети, но и вполне взрослые люди. Маленькие существа целыми колониями прячутся в лесах, но их следы можно встретить довольно часто. Это – сложенные из камушков пирамидки. А уж, сколько самых разных историй придумано про троллей – не счесть. Кроме троллей, в норвежских легендах хватает и других сказочных персонажей. Например, та прекрасная девушка у водопада – хюльдра. Принадлежит она к скрытому народцу, который тоже из компании троллей, но со своей историей. Хюльдры – девушки невероятной красоты. От обычных представителей женского рода их отличает… коровий хвост. Его они тщательно прячут под платьем. Обычно хюльдры невидимы для людей, однако они очень любят гулять у водопадов, где их иногда можно увидеть. Но не каждому. Хюльдра стремится выйти замуж за мужчину из человеческого племени, поэтому показывается только своему избраннику. Редкий парень устоит перед чарами хюльдры. Молодые горячие норвежские юноши наслышаны про хвост, поэтому познакомившись с красивой девушкой, они осторожно гладят ее чуть пониже спины – проверяют, нет ли хвоста. Бывают случаи, когда молодые люди женятся на хюльдрах. Надо сказать, что такая необычная жена приносит супругу сказочное богатство и удачу. Но только в том случае, если он работает, не ленится, уважает и почитает свою милую. Как только он перестает оказывать ей всяческие знаки внимания, хюльдра становится злой и сварливой и быстро ставит мужа на место. А, если он так и не понял, что не прав, хюльдра превращает его жизнь в сущий ад. Говорят в Норвегии немало потомков хюльдр. Одна из них и танцевала в водопаде Кьесфоссен.

Примерно через час после отправления из Флома поезд прибывает на станцию Мирдал. Отсюда пассажиры уезжают в Осло, Восс или Берген.

Мирдал – удивительная станция. Она расположена в горах, в совершенно, казалось бы, не приспособленном для жизни месте. Тем не менее, на станции есть сувенирный магазин, туалет, кафе и небольшой зал ожидания. Неподалеку даже расположился крошечный отель. Здесь же на станции можно взять напрокат или сдать велосипед – в каждом поезде есть специальный багажный вагон для их провоза.

Мы же отправились в Осло. До норвежской столицы пять часов езды, но пейзажи за окном скрашивают поездку, и время летит незаметно. Пустынные горные плато сменяются озерами и разбросанными по их берегам отдельно стоящими домиками – коттеджами для рыбаков. Кстати сказать, среди наших попутчиков было предостаточно тех, кто явно ехал на рыбалку. Рыбалка в Норвегии – это тема для отдельного большого рассказа. Сопровождавший нас представитель норвежской турфирмы не преминул заметить: «Если турист хоть раз приехал в Норвегию на рыбалку, он будет сюда возвращаться всегда».

 

Алла Добровольская, специально для RATA-news