Тревелпорт

За лето рынок сильно вырос, а рентабельность бизнеса упала

Опрос турфирм нишевиков, опубликованный в предыдущем номере RATA-news, показал, что они крепко стоят на ногах: глобальные проблемы рынка – избыток перевозки, демпинг, недобросовестная конкуренция – их, по большому счету, не касаются.

А как оценивают прошедшее лето туроператоры-блочники? Большинство опрошенных RATA-news компаний считают прошедший летний сезон в целом успешным. «В целом» – потому что некоторые направления оказались во власти мощнейшего демпинга. В этих условиях, считают участники рынка, все могло бы сложиться гораздо печальнее, если бы не акции раннего бронирования. Благодаря им устойчивый рост летних продаж начался уже в марте-апреле, гораздо раньше, чем год назад.

Раннее бронирование поддержало сезон в самом его начале, обеспечив компаниям необходимые финансовые ресурсы на лето, которое оказалось крайне неровным – активный июнь, вялый июль, не оправдавший надежд август. А вот сентябрь многие респонденты называют вполне успешным.

По словам туроператоров, ценовые войны буквально захлестнули Грецию и Болгарию. Тяжелее всего пришлось тем компаниям, которые продавали Крит, на других островах и на материковой Греции ситуация была заметно лучше. Досталось и Италии. И даже Турции, хотя это направление в значительной степени выиграло от падения спроса на Египет и Тунис.

Среди тех направлений, где туроператорам удалось заработать, называют Хорватию, Черногорию, а также ОАЭ, которые оперативно приняли на себя часть египетского и тунисского потоков. Навстречу россиянам пошли арабские авиакомпании и отели с хорошими тарифами.

Правда, лишь некоторые туроператоры говорят о росте и объемов, и доходов. Большинство вынуждено довольствоваться количественным ростом. При этом заметно снизились средняя стоимость турпакетов, которые приобретали туристы, а также уровень отелей – вместо 5* все чаще фигурировали 3-4*. То есть, россияне не потеряли вкус к отдыху и туризму, но, учитывая экономическую неопределенность в стране и в мире, предпочитали не тратить лишних денег. Соответственно, общий итог сезона – рынок прилично вырос, но рентабельность бизнеса упала.

Вот мнения наших респондентов (в алфавитном порядке по фамилиям).

 

Дмитрий Арутюнов, генеральный директор компании «АРТ-тур»: «Сезон был неплохим. Единственное, что разочаровывает год от года – чудовищный демпинг. Обидно за своих коллег, которые так себя ведут. Греция в этом году уходила буквально за гроши. Мне звонили друзья, рассказывая, что втроем отправились в Грецию за 500 евро. Демпинг – это самый короткий путь к смерти отрасли. Думаю, при такой ценовой политике говорить о доходах за летний сезон бессмысленно».

 

Татьяна Ванд, генеральный директор компании «Ванд Интернешнл»: «Для нас летний сезон-2011 был лучше, чем прошлогодний. По объему – примерно на 30%, а по деньгам – на 20%. Все, кроме Греции, нам удалось продавать по нормальным ценам».

 

Александр Корбарум, генеральный директор компании «Интаэр»: «В качестве одной из важных тенденций сезона можно отметить колоссальный спрос на раннее бронирование. Причем устойчивый рост продаж на летний период начался уже в конце февраля. В марте, апреле продажи шли гораздо лучше, чем в прошлом году. 31 апреля практически все остановилось. Июнь был очень непростым. И «выгребалось», в первую очередь, самое дешевое – отели 3-4*. Другое значимое событие сезона – «свободное небо» на Ираклион и Болгарию. Правда, летать в Болгарию разрешили тогда, когда многие операторы уже подписали контракты с назначенным перевозчиком Bulgaria Air.

Демпинг – бич прошедшего сезона. Он приводит к тому, что пропадает желание заниматься целым рядом направлений. При этом особого смысла в демпинге я не вижу – на многих направлениях остались только те, кто может дать этой ценовой политике достойный отпор.

Самый жесткий демпинг был по Криту, и больше всего операторы потеряли именно на этом острове. Те, кто занимался другими направлениями в Греции, возможно, смогли заработать. Думаю, болгарское направление оказалось прибыльнее, чем греческое. Ожидаемый, точнее, желаемый спрос на летний Египет не подтвердился. Зато был огромный спрос на Турцию – из-за малого количества перевозки на направлении сложился естественный дефицит. Прекрасно идет ОАЭ – и летом, и сейчас, азиатские авиакомпании дают отличные тарифы, здесь у нас есть большой выбор на хороших условиях, и на их перелеты есть устойчивый спрос. Но есть потребность и в более дешевом продукте, которая удовлетворяется за счет чартеров».

 

Алексей Маркелов, коммерческий директор компании «Балкан Экспресс»: «Несмотря на сложности в начале и конце сезона, он прошел хорошо. По количеству клиентов мы перешагнули 30-тысячный рубеж, начали полеты в Болгарию из Санкт-Петербурга и из Екатеринбурга. Но были и серьезные сложности. В начале сезона из-за плохих прогнозов многие отели встали «на стопы», конец сезона ознаменовался историей с «Алма-тур» и Bulgaria Air».

 

Михаил Мусинянц, генеральный директор компании «Эрцог»: «По итогам летнего сезона у нас – увеличение потока на 40%, оборота – на 30%. Мы довольны продажами по Хорватии и Черногории, хуже результаты по Болгарии – прежде всего, из-за избытка перевозки».

 

Максим Приставко, заместитель генерального директора компании «Джет Трэвел»: «Мы в этом году уменьшили объемы, осознавая, что будет демпинг. В итоге число туристов у нас сократилось примерно на 20%, а финансовый результат существенно улучшился по сравнению с прошлым годом. Лучше продавать меньше, но без демпинга. Благодаря этой тактике количество наших спецпредложений снизилось в летнем сезоне в пять раз по сравнению с прошлым годом».

 

Антон Тарасюк, директор по развитию компании «Интревел-Столешники»: «Сезон более-менее успешный, потому что у нас нет ни Египта, ни Турции, ни Испании, которая в этом году стала также по-настоящему массовым направлением. Некоторые направления были очень удачными, мы получили существенный, по сравнению с прошлым годом, рост объемов – и по клиентам, и по доходам. Например, за лето мы в два раза увеличили блок на ОАЭ. Летние Эмираты растут очень активно, в том числе благодаря ценовой политике отелей, которые дают хорошие скидки – до 50%».

 

Ирина Федина, генеральный директор компании «Веди-тур групп»: «По многим видам отдыха, в том числе экскурсионному и медицинскому, мы наблюдали и продолжаем наблюдать большой прирост клиентов. В то же время, можно отметить тенденцию снижения планки звездности отелей и стоимости турпакетов. Люди хотят ехать, но, учитывая нестабильность в мире, боятся сильно тратить деньги».

 

Дмитрий Шевченко, генеральный директор компании ICS Travel: «Сезон был непростой, да и сейчас рынок достаточно сложный. На многих направлениях туроператоры ничего не заработали, кто бы там что ни говорил. Греция? Турция, Египет, Италия – в минусе. Хотя соглашусь с тем, что по Греции проблемы касались, в основном, Крита, те, кто продавал Кос, Пелопонесс, прибыль получили. Рынок вырос сильно, но рентабельность бизнеса упала. Операторы научились, конечно, кое-чему и ведут себя аккуратнее, но понтов, по-прежнему, много.

 

Александр Цандекиди, генеральный директор компании «Музенидис тревел»: Прирост рынка по греческому направлению составил 40-50%, и, в общем и целом, сезон можно назвать успешным. Заработать удалось, прежде всего, на раннем бронировании и сентябрьских продажах, хотя июль был очень сложным. Безбашенный демпинг привел к тому, что многие игроки второго эшелона отказываются от туроператорской деятельности и переходят на агентские продажи. С одной стороны, они пополняют нашу агентскую сеть. С другой, жалко, что уходить вынуждены старожилы рынка, то есть те компании, которые предлагали качественный и интересный туроператорский продукт.

Со стороны агентств наблюдается все более разумное отношение к демпингу – они боятся работать с туроператорами, продающими туры ниже себестоимости. Ведь достаточно распространены ситуация, когда принимающие компании с помощью различными уловок пытаются «вытащить» из туристов, купивших дешевые туры, деньги уже на месте. Отвечать же перед недовольным клиентом придется агентству.

 

Евгения Кареева, Екатерина Сирина, Светлана Ставцева, RATA-news