Тревелпорт

Любой запрос по речным круизам – это к нам

На вопросы RATA-news отвечает генеральный директор туристической компании «Инфофлот» Александр Сахаров (фото).

- Пожалуйста, несколько слов о вашей компании.

- Компания «Инфофлот» была организована в 2002 году как агентство по продаже речных круизов. Мы сразу приступили к работе в двух основных «речных» городах России – Москве и Санкт-Петербурге, открыв там офисы. В 2007 году открыли офис в Самаре. Наш главный девиз: все круизы, достойные внимания, в одном агентстве!

В 2004 году «Инфофлот» начал организацию круизов из Москвы на теплоходе «Василий Чапаев», то есть стал туроператором. В навигацию 2008 года компания делала круизы по рекам России уже на шести теплоходах – «Василий Чапаев», «Салават Юлаев», «Космонавт Гагарин», «Илья Муромец», «Анатолий Папанов» и «Юрий Никулин». Эти суда ходят в Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Пермь, Уфу, Астрахань и другие города. При этом мы серьезно развиваем агентскую деятельность. Сегодня «Инфофлот» - одно из крупнейших агентств, предлагающих речные круизы по России и Украине, наш ассортимент насчитывает более 2500 круизов по всем судоходным российским рекам. В общем, любой запрос по речным круизам – это к нам.

- Что Вы можете сказать о ситуации со спросом на речные круизы со стороны российских и иностранных туристов?

- В последние годы спрос на круизы среди россиян только растет, несмотря на стремительное повышение цен. Мы, как и большинство участников рынка, встревожены ростом цен на топливо, который произошел в этом году. Естественно, это будет сказываться и на цене круизов.

Наша компания, в основном, работает с российскими туристами, поэтому судить в полной мере о въездном круизном рынке мы не можем. Интерес у иностранцев к России, конечно же, есть, и круизы – отличный способ увидеть и узнать страну изнутри. Хотя нестабильность на мировых финансовых рынках, скорее всего, сильно отразится на спросе со стороны зарубежных компаний. Уже сейчас мы видим, как наши коллеги, до сих пор успешно работающие с иностранцами, выводят свои суда на «российскую линию». Падения же спроса на речные круизы со стороны россиян пока не видно. Будем надеяться на лучшее.

- Каковы результаты прошедшей навигации, как сказалось на бизнесе подорожание топлива?

- В этом году увеличилось количество теплоходов, которыми мы оперируем – прибавились «Илья Муромец» и «Космонавт Гагарин», общее число судов достигло шести. Кроме того, на теплоходе «Н.А.Некрасов» мы впервые организовали два круиза в популярный период майских праздников. На самарском рынке под вымпелом «Инфофлота» работали «Юрий Никулин» и «Салават Юлаев» (второй впервые работал из Самары). В целом, результатами навигации 2008 года мы удовлетворены. К сожалению, свой негативный вклад в этот сезон внесла погода – дожди и холод, естественно, не способствовали загрузке. Ну а самой значительной проблемой стал рост цен на топливо более чем на 50%, поэтому, несмотря на неплохую загрузку, финансовый результат навигации нас не устраивает.

- Что нового вы предлагали в прошедшем летнем сезоне? Какой продукт компании наиболее популярен?

- Как обычно, самое популярное направление Москва – Санкт-Петербург. Однако в 2008 году мы не отклонились от традиции предлагать туристам новинки в маршрутах и на стоянках, и даже на таком известном направлении предложили пассажирам некоторые изюминки. Например, теплоход «Космонавт Гагарин» заходил в Сортавалу на Ладожском озере. Туристы этого же теплохода во время длительной стоянки в Санкт-Петербурге смогли в рамках экскурсионной поездки посетить Стокгольм и Хельсинки. На южном направлении мы предложили уникальный 23-дневный круиз на теплоходе «Илья Муромец» по маршруту Москва – Ростов-на-Дону – Астрахань – Москва. Подобный рейс не совершался уже многие годы. Не снизили своей популярности круизы по Волге и Оке («Московская кругосветка») и по Волге и Белой (Москва – Пермь – Уфа – Москва). К навигации 2009 года мы сохраним все популярные направления и добавим новые: комфортабельный трехпалубный теплоход «Анатолий Папанов» совершит три круиза, благодаря которым туристы смогут посетить Соловецкие острова, а теплоход «Василий Чапаев» в рамках маршрута из Москвы до Чебоксар часть круиза совершит по реке Сура и посетит чувашский город Ядрин.

- Как Вы оцениваете российский речной круизный флот? Что надо сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?

- В последнее время туристы предъявляют все более серьезные требования к качеству обслуживания на речных теплоходах. Это вполне обосновано: побывав за рубежом, россияне поняли, что такое хороший сервис. Речные круизы по России стали впрямую конкурировать со всемирно известными курортами, и, чтобы не проиграть, надо меняться в лучшую сторону. Большинство российских речных судов имеет довольно солидный возраст. Поэтому в межнавигационный период многие из них проходят частичную, а некоторые и полноценную модернизацию, которая позволяет их владельцам – крупным круизным компаниям - значительно улучшить условия отдыха на борту. Каждый год на реках появляется все больше полностью обновленных теплоходов, причем степень их модернизации позволяет, например, сравнивать их уже с полноценными гостиничными номерами, как по степени комфорта, так и по размерам.Очевидно, что следующим шагом должна стать уже не модернизация имеющегося флота, а строительство нового. Хотя судостроение – дело весьма затратное и пока усложняется несовершенством банковских схем кредитования. Тем более что в ближайшей перспективе свободных средств у банков, видимо, больше не станет.

- С какими еще проблемами вы сталкиваетесь в работе?

- Повторю, что основной и самой острой проблемой прошедшего сезона стало сильнейшее подорожание топлива и питания. Пока это привело к убыткам судоходных компаний по навигации 2008 года и серьезному (20-25%) планируемому росту цен на навигацию 2009 года. Что будет дальше при такой динамике цен, предположить сложно. Не исключено, что клиенты просто перестанут покупать круизы. Бороться с этим можно только путем оптимизации расходов и повышением уровня сервиса. Хотя очевидно, что более активное вмешательство государства в ситуацию с ростом цен на топливо этим летом могло бы спасти ситуацию.

Вторая по актуальности проблема – сезонность наших туров. Большинство круизных маршрутов проходит по центральным и северо-западным областям Европейской части России. По сути дела, период возможного судоходства приходится на 5 месяцев в году: с мая по сентябрь. Самая активная его часть - всего на три, июнь-август. Как ни странно, но даже с природой мы пытаемся бороться. Каждый год постепенно отодвигает крайние сроки начала и конца навигации. Например, количество круизов на майские праздники из Москвы за последние несколько лет увеличилось в несколько раз, и по навигации 2008 года с уверенностью можно сказать, что спрос существенно превысил предложение. Открывать навигацию в майские праздники на реке стало популярно. Не отстают и другие речные города: в Самаре, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и Астрахани также на первомай уже уходят в круизы первые теплоходы.

- Какие планы на следующую навигацию?

- Продажи на навигацию 2009 года у нас идут с начала октября. Когда я рассказываю об этом своим коллегам из других сфер туризма, они не верят. Да, вот такой у нас особенный клиент. Поэтому расписания круизов наших теплоходов давно опубликованы. Несмотря на экономическую нестабильность, на следующую навигацию планируем, как минимум, не сокращать объем предложений для своих клиентов. Есть мысли и по его увеличению, но пока рано говорить об этом.

- Где лично Вы предпочитаете отдыхать?

- Многие мои знакомые завидуют – как здорово, можно отдыхать на своих же судах. Но так уж получается, что, работая с круизным флотом, перестаешь воспринимать теплоход как объект отдыха. Они скорее твое рабочее место, где расслабляться не принято. Поэтому я, в свою очередь, завидую нашим туристам, которые имеют возможность отдохнуть на речных теплоходах без «синдрома рабочего места».А что касается любимых мест отдыха, то, на мой взгляд, не столь важно, где отдыхать, важно - с кем…