Пегас с 18 октября

Курорты России смогут этим летом получить максимум 2 млн. «выездных» туристов

Эксперты рынка расходятся в оценке летнего сезона в России в 2016 году. Кто-то уверен, что из-за продолжающегося падения доходов населения спрос окажется значительно ниже предложения, и многие отели в Краснодарском крае и Крыму недосчитаются туристов. Другие полагают, что интерес россиян к отдыху у моря останется высоким и серьезных проблем с загрузкой у отелей не будет. Однако и те, и другие одинаково не согласны с цифрой в 10 млн. туристов, которых якобы можно переориентировать с закрытых зарубежных направлений на российские курорты. Цифру, в частности, назвала вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец, обещая провести «импортозамещение» минимум для 10 млн. мест, которые «потеряны» в Египте и в Турции. Ранее министр транспорта Максим Соколов говорил о 8 млн. пассажиров: именно столько, по его словам, может лишиться отрасль на фоне ухудшения экономической ситуации и «практически полного исключения» полетов на Украину, в Египет и Турцию.

Туроператоры утверждают, что и 8 млн. – цифра нереальная, нежизненная. По словам генерального директора компании «Пегас Туристик» Анны Подгорной, Турция «дает» 4 млн. туристов, Египет – 3 млн., но с учетом падения спроса на 40% можно говорить максимум о 4 млн. «освободившихся» туристов по обеим странам. «При этом переориентироваться на российские курорты решится не более половины», – уверена она.

По словам гендиректора компании «Интурист» Виктора Тополкараева, Египет – зимнее направление, которое туристы выбирают в качестве второй поездки в течение года. «Тех, кто, возможно, поедет зимой вместо Египта в Сочи или Крым, наберется не более 500 тыс. человек. Рассчитывать на 3 млн. – абсолютно самообман», – полагает он. Виктор Тополкараев согласен с г-жой Подгорной: «О семи миллионах туристов надо забыть. Речь идет о двух, максимум двух с половиной миллионах потенциальных клиентов с закрытых выездных направлений. Причем мы исходим из данных за 2015 год, еще как-то успешный. Будущий год обещает быть более жестким в экономическом плане».

Однако отели и пансионаты Черноморского побережья России, выставляя цены на будущий год, ориентируются именно на «те самые» 7-8 млн. туристов, которые «должны» поехать к ним вместо Египта и Турции. По словам президента компании «Кандагар» Бориса Зелинского, прошедшее лето, в том числе опыт Анапы, оставшейся из-за высоких цен без туристов, их ничему не научил. «Опять высокие цены, 100-процентная предоплата. Отели не торопятся заключать договоры. Им кажется, если на такие условия не согласится один оператор, его место тут же займет другой», – пояснил эксперт.

Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин считает, что отелям надо объяснить ситуацию. «Мы должны убедить отечественные курорты не впадать в эйфорию от обещаний, которые ничем не обоснованы. Не стоит задирать цены. Лучше заняться качеством, иначе рост спроса сыграет с российскими курортами злую шутку: если туристы заплатят большие деньги и не получат соответствующего сервиса, они второй раз уже не поедут. Направления можно заменить одно на другое, но удержать потребителя – гораздо тяжелее», – рассказал он RATA-news.

 

Светлана Ставцева, RATA-news