В Заполярье намерены развивать промышленный туризм для школьников
До конца 2019 года турпоток в Мурманскую область достигнет 480 тысяч человек – приблизительно на 15% больше, чем в 2018 году, сообщил заместитель губернатора Мурманской области Дмитрий Филиппов. Однако практика туроператоров Заполярья свидетельствует, что среди тех, кто посещает достопримечательности Кольского полуострова, доля местных жителей очень мала.
По словам преподавателя кафедры сервиса и туризма Мурманского арктического государственного университета (МАГУ) Анны Поповой, молодежь Мурманской области гораздо больше знает о курортах Турции, чем о своей малой родине. Отчасти это можно объяснить тем, что человек в первую очередь стремится побывать в известных местах – таких, как Париж и Лондон. Ему кажется, что осмотреть достопримечательности родного края он всегда успеет. Но здесь важна роль традиции, которую необходимо поддерживать и развивать, уверены представители турбизнеса региона. Прививать ее необходимо со школьной скамьи, причем с помощью не только лекций, но и экскурсий, позволяющих детям наглядно оценить, что и в собственном регионе есть на что посмотреть и чему удивиться.
По мнению Анны Поповой, особую роль в этой работе может сыграть промышленный туризм, который сегодня в Мурманской области развит слабо. И здесь имеет смысл обратиться к практике СССР, когда были широко распространены экскурсии для школьников и студентов на промышленные предприятия.
На одном из горнодобывающих предприятий Заполярья уже проводят экскурсии. Посетители могут увидеть в работе подземную карьерную технику, познакомиться с историей предприятия. Проводит экскурсии для школьников и мурманский порт, с которого в 1916 году началась история областного центра.
«К сожалению, со стороны предприятий и школ интереса к организации подобных экскурсий пока слишком мало, хотя подобная практика все же существует, – отмечает Олег Теребенин, руководитель компании «Визит Мурманск». – Школьники должны знать, что такое апатито-нефелиновый концентрат, производимый в Мурманской области, откуда берутся цветные металлы и для чего они нужны. А экскурсия на военный корабль или подводную лодку и вовсе способна вызвать восторг у ее участников».
Промышленный туризм дал бы серьезный импульс развитию туристической сферы региона в целом, поскольку попасть в порт или на металлургический комбинат сегодня можно только с помощью туроператора, отмечают эксперты. Кроме того, его развитие многое бы дало для решения проблемы оттока населения из Мурманской области. Если привить детям гордость за родной край, то больше вероятности, что после вузов они вернутся работать туда, где выросли.
«Главное препятствие в том, что раньше подобные экскурсии были частью учебного процесса, – сказала «РГ» мурманский гид-экскурсовод Елена Пурлицис. – Сегодня этого уже нет. На неделе школьников отпускают с уроков на экскурсии очень редко. Проводить их можно в выходные, но учителя в этом не заинтересованы, поскольку рабочая нагрузка у них огромная и в выходные им все-таки хочется отдохнуть. Сейчас за организацию таких экскурсий чаще берутся родительские комитеты».
«Симбиоз» турбизнеса, школ и промышленности был бы вполне уместен в Мурманской области, но пока не хватает квалифицированных гидов. Дефицит необходимо восполнить, и эта задача возложена на Институт креативных технологий, недавно созданный в МАГУ. В свою очередь, туроператоры готовы в любой момент подключиться к этой работе.
РОССИЯ
Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»Мария Свиридова
«Роза ветров НН», генеральный директор
«Нижний Новгород – карман России и начало ее духовности»