Travelport с 25 октября

Авиакомпании и туроператоры будут обязаны вместе возвращать своих туристов

Минтранс планирует усилить ответственность авиаперевозчиков за возвращение туристов в случае возникновения финансовых проблем у туроператоров. Об этом на туристическом форуме, организованном аэропортом «Домодедово», сообщил начальник отдела департамента государственной политики в области гражданской авиации Андрей Иванов. «Прошедшее лето показало наличие серьезных проблем в турбизнесе и на рынке перевозок. Сначала Минтранс задумался о возможности ограничения чартерной перевозки, однако у ведомства нет вопросов к авиакомпаниям, выполняющим чартерные рейсы. Проблемы у самих перевозчиков с оплатой рейсов со стороны операторов. Турист может отправиться в поездку, только полностью ее оплатив. Соответственно у него должна быть гарантия возврата с места отдыха домой, независимо от финансовых взаимоотношений оператора и авиакомпании, а для этого необходимо изменить требования к фрахтованию воздушного судна», – пояснил он.

Минтранс поддерживает проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации». Г-н Иванов обратил внимание на новую формулировку статьи 10.2. Согласно вносимым поправкам, в перечень существенных условий для заключения между туроператором и фрахтовщиком или его агентом договора фрахтования воздушного судна теперь входит предоставление туроператором гарантии оплаты по договору (банковской гарантии, банковского вклада (депозита) и т.п.).

Еще одно условие – положение, гарантирующее возвращение туриста из страны временного пребывания независимо от финансовых взаимоотношений между участниками договора. По словам Андрея Иванова, после введения нового федерального закона у авиакомпаний не должно остаться иллюзий, будто в случае проблем у туроператора их пассажиров вывезет «Турпомощь». «Теперь авиакомпании и туроператоры обязаны будут вместе вывозить своих туристов», – уточнил он. Сейчас, по словам чиновника, правительство дорабатывает законопроект, после чего он будет внесен в Госдуму. Предполагается, что к следующему летнему сезону новые правила вступят в действие.

Как полагают эксперты, эти правила законодательно закрепят требования и условия регулярной оплаты авиарейсов. Это будет способствовать повышению дисциплины на рынке туристических услуг. Кроме того, снимет напряжение на рынке, успокоит потребителей, которые будут знать, что авиакомпании теперь обязаны их вывезти в любом случае.

С другой стороны, чартерные перевозчики будут вынуждены с большей осмотрительностью выбирать партнеров в турбизнесе. Новые правила станут еще одним стимулом перехода туроператоров на регулярные рейсы. Сложнее будет начать чартерные программы, так как к новичкам авиакомпании наверняка выдвинут самые высокие требования. Единственный, кто выиграет, – крупные операторы, уже выстроившие взаимоотношения с перевозчиками, а также те, кто владеет собственным авиапарком, ведь в этом случае депозит класть необязательно.

Впрочем и сейчас в подавляющем большинстве случаев операторы предоставляют перевозчикам депозиты. Суммы и сроки его предоставления нередко зависят от взаимных договоренностей. Как показало лето-2014, случаются серьезные нарушения договоров со стороны и турфирм, и перевозчиков. Но, как считают туроператоры, нельзя менять законодательство из-за отдельных нарушителей. «Требование о предоставлении туроператором фрахтовщику банковской или иной финансовой гарантии надо полностью исключить, – полагает директор компании «Ванд» Татьяна Ванд. – Во всех договорах фрахтования платежи указаны с учетом остановки программы раньше срока без убытков для перевозчика: до начала чартерной программы двойной депозит за последние два вылеты и оплата за каждый текущий рейс за 7 дней до вылета. Если туроператор не выполняет условия оплаты, авиакомпания прекращает полеты и вывозит туристов за счет депозитов. Если перевозчик нарушает условия договора и продолжает завозить туристов без оплаты – это преступление».

 

Светлана Ставцева, RATA-news