Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Автобусный лоукостер из Германии прорывается в Россию

04:18, 12 февраля 2019

Немецкий сервис для поездок на междугородных автобусах FlixBus, как ожидается, в ближайшее время придет в Россию. Сообщается даже точная начала работы – 21 февраля. Есть также русскоязычный сайт, однако заказать пока на нем поездку по нашей стране не получится. Не было и официальных сообщений от руководства компании по поводу экспансии на российский рынок. Тем не менее она вполне логична, учитывая темпы, с какими FlixBus завоевывает иностранные рынки.

FlixBus была основана в 2013 году в Мюнхене тремя молодыми предпринимателями, специалистами IT. А уже летом 2015 года вышла на международный уровень – открыла дочерние компании в Италии, Франции, затем – в Нидерландах, где фактически создала первую национальную сеть междугородних автобусов. На сегодняшний день FlixBus представлена на внутренних рынках Германии, Бельгии, Австрии, Швейцарии, Франции, Италии, Дании, Нидерландов, Венгрии, Чехии, Швеции, Польши и США, а также выполняет международные рейсы в 28 странах.

Секрет успеха в том, что FlixBus смогла предложить совершенно новую для Европы модель организации перевозок. Как и у Uber, у нее нет своего парка автобусов. Офисы FlixBus занимаются, прежде всего, маркетингом, продажами билетов, развитием IT-технологий, системой бронирования, работают с клиентами. Перевозками же занимаются местные фирмы, которые берут имя FlixBus. Они нанимают водителей, закупают автобусы, которые должны соответствовать высоким техническим требованиям компании, красят их в фирменный зеленый цвет.

Компания с самого начала позиционировала себя как лоукостер, делая ставку на недорогие билеты и регулярные распродажи. Все остальное – возможность купить электронный билет через приложение, отследить автобус в реальном времени по GPS, бесплатный Wi-Fi на борту, качество автобусов и хорошая логистика – на уровне современных представлений о путешествии.

Российским автобусным компаниям FlixBus предлагает такую модель: концерн обязуется сам продавать как минимум 50% мест в автобусах, обучать водителей и оборудовать машины собственным программным обеспечением и техникой. За это немцы хотят 30% прибыли. Договоры должны будут заключаться минимум на полтора года. Одновременно, по данным «Коммерсанта», сервис набирает персонал в московский офис.

Как пояснил RATA-news руководитель комиссии по автобусным перевозкам РСТ Владимир Рабинков, похожие модели работы уже предложили рынку «Яндекс.Автобусы», Busfor, отчасти BlaBlaCar. «Проблема нашего рынка не в отсутствии в междугородних и международных перевозках предложений по их модернизации, а в законодательных препонах для их реализации», – заметил он. По словам г-на Рабинкова, ситуация в этом сегменте сейчас напоминает, как выглядел рынок такси лет 10 назад. «Услуги такси стали более доступны и финансово, и технологически совсем не так давно. В аналогичной либерализации нуждается сейчас и рынок автобусных перевозок. Появление нового активного игрока может сыграть положительную роль. Но на нынешнем этапе у нас законодательно невозможна некая единая площадка для бронирования автобусных билетов по всей стране. Все маршруты утверждаются в Минтрансе. И как FlixBus будет преодолевать этот барьер, пока непонятно», – заметил собеседник.

Владимир Рабинков также напомнил, что и в самой Германии FlixBus смог появиться только после проведенной там либерализации перевозок, которая разрушила многолетнюю монополию железной дороги – Deutsche Bahn. По словам эксперта, ее защищали от конкурентов на государственном уровне: «Если, например, между какими-то городами было железнодорожное сообщение, то дополнительный автобусный маршрут появиться уже не мог». В итоге, по оценкам экспертов, до 2013 года доля автобусных путешествий в Германии не превышала 6% от общего количества перевозок. При этом билеты на поезда были гораздо дороже, чем на автобусы. Либерализация немецкого рынка и развитие сети междугородних и международных автобусов началась в 2009 году.

Эксперты дают разные версии развития событий в России. Одни считают, что приход немецкой компании приведет к монополизации рынка. У них есть основания для опасений: именно так и произошло в Германии. Другие полагают, что все выльется в демпинг и многие российские компания разорятся. Третьи говорят, что FlixBus просто не справится с трудностями российского законодательства, а также больших расстояний, плохих дорог и слабой дорожной инфраструктуры России.

Однако понятно, что, если европейский гигант приживется в нашей стране, россияне однозначно выиграют. По крайней мере, в Европе сейчас уже трудно себе представить путешествие между различными городами без бюджетного FlixBus.

По словам Владимира Рабинкова, увеличение мобильности населения и транспортной доступности – стимул для развития не только самостоятельного, но и организованного туризма, ведь автобусы станут альтернативой недешевым поездам и региональным авиаперевозкам.

Как ранее сказал RATA-news директор по продажам «Интуриста» Сергей Толчин, межрегиональные авиаперевозки пытаются реанимировать уже несколько лет. Но так как этих маршрутах нет конкуренции и часто используются не самые современные самолеты, то есть с высокой себестоимостью полета, то цены даже с субсидированием остаются немалыми, Между тем, платежеспособность россиян падает, и многим авиабилеты становятся не по карману. Так что успех FlixBus в России будет зависеть от тех цен, которые он предложит рынку, а они, в свою очередь, от того, как новичок впишется в далеко не европейскую дорожную инфраструктуру России.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно