Тревелпорт

Банки и магазины фиксируют падение трат китайских туристов в России

Траты китайских туристов в России в первые дни февраля сократились на фоне запрета организованных поездок из КНР из-за коронавируса, заметили два российских банка-эквайера. Помимо турбизнеса, потери несут торговля и музеи.

Количество платежей в России через китайскую Alipay (недоступна россиянам, работает только для нерезидентов) в январе 2020 года снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 31,2%, а в первые семь дней февраля – уже на 73,4%. Это следует из данных, предоставленных РБК банком «Русский стандарт», который выступает одним из банков-эквайеров этой системы. В китайской платежной системе Union Pay (иностранные карты), по данным банка, в рассматриваемые периоды снижение составило 52 и 68% соответственно.

В свою очередь, ВТБ как банк-эквайер отметил «незначительное» снижение числа платежей как по Alipay, так и по картам, выпущенным китайскими банками, начавшееся около двух недель назад. В Сбербанке и Газпромбанке, являющимся крупными банками-эквайерами, не стали комментировать, как изменились платежи в России по выпущенным в Китае картам.

Исполнительному директору ассоциации «Мир без границ» Александру Агамову значительное снижение платежей уже в январе кажется маловероятным: китайские туристы, 80% которых въезжает в Россию в составе организованных групп, активно ехали в Россию фактически весь месяц. Официально поток был остановлен лишь 27 января. По его словам, вряд ли несколько дней в конце января могли оказать такое сильное влияние на число транзакций.

В январе турпоток из Китая был плановым, подтверждает представитель туроператора «Интурист». Однако в феврале все туры были аннулированы «до нормализации ситуации», а последние китайские туристы, прибывшие в составе тургрупп, уехали 5 февраля. Сейчас в России остаются китайцы, которые приехали по индивидуальным туристическим визам, говорит г-н Агамов. В московских гостиницах, по данным ассоциации «Мир без границ», сейчас находится около 1 тыс. таких туристов. Всего за первый квартал 2019 года по индивидуальным туристическим визам в Россию приехали около 8-9 тыс. китайцев. Это капля по сравнению с организованным потоком по безвизу: по сведениям погранслужбы ФСБ, только в январе-марте 2019 года в Россию с туристическими целями прибыло 163 тыс. туристов из Китая.

Официально выдача индивидуальных туристических виз пока не остановлена, хотя достоверной информации, выдают ли их на самом деле китайцам, у российских туроператоров нет, добавляет Александр Агамов.

По оценкам «Мира без границ», оборот туроператоров по обслуживанию китайских туристов в Москве и Петербурге составляет 30 млрд рублей в год – это деньги, которые тратятся на услуги гостиниц, транспорта, заведений общепита и музеев. Сверх этого китайцы могут тратить в Москве и Петербурге на покупки, развлечения и др., не входящие в программу туроператоров, еще 10 млрд рублей. Это подавляющая часть общего объема сопутствующих трат китайцев в России, которая составляет 13 млрд рублей.

Падение турпотока из Китая скажется и на гостиничном бизнесе – для некоторых отелей туристы из Китая создают основной спрос. Например, в московской гостинице «Космос» (более 1,7 тыс. номеров) туристы из Китая составляют 68% от всех гостей, свидетельствует отчетность ПАО «Гостиничный комплекс «Космос» за третий квартал 2019 года. Среди московских гостиниц, максимально ориентированных на китайских туристов, – «Аэростар», отели сети «Азимут» и Park Inn.

О падении потока из Китая сообщают крупнейшие музеи страны. Так, в Царском Селе в первую неделю февраля общее число посетителей снизилось на 9,6% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.

Царское Село – один из самых посещаемых китайскими туристами музейных комплексов России. В сентябре 2019 года из-за них даже случился «коллапс»: посетителей из Китая было так много, что россияне не могли попасть в музей-заповедник.

В регионах Северо-Западного федерального округа магазины, ориентированные на туристов из Китая, из-за отсутствия продаж отказались закупать изделия из янтаря. Ближе к высокому туристическому сезону, как заметил генеральный директор ассоциации «Кластер янтарной промышленности Калининградской области» Антон Федосов, ювелирные магазины, которые делали ставку на продажи янтаря и ювелирных изделий китайским туристам в Санкт-Петербурге и Москве, понесут убытки.

Потери ждут российский рынок премиальных и люксовых товаров. Как и мировой рынок, он сильно зависит от китайских потребителей. По словам директора группы по обслуживанию розничной и оптовой торговли и дистрибуции Deloitte Оксаны Кожиной, благодаря слабому рублю Россия уже несколько лет подряд остается одним из самых востребованных рынков для совершения китайцами покупок в сегменте класса люкс. Доля китайцев на мировом рынке персональных люксовых товаров (одежда, сумки, обувь, часы и украшения) в 2019 году достигла, по данным Bain & Company, 35%. Всего продажи люксовых товаров в прошлом году выросли на 4%, до €281 млрд. Вклад китайских потребителей в рост объема рынка составляет около 90%.