Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Аэрофлот» и ТКП: чья возьмет?

08:07, 12 апреля 2004

Как мы уже сообщали, «Аэрофлот» инициировал расторжение договора с Транспортной клиринговой палатой из-за того, что она отказалась отменить комиссию за продажу билетов своим агентам, как это сделал национальный перевозчик. ТКП в ответ прекратила продавать билеты на рейсы «Аэрофлота» на своих бланках, изъяла его ресурс из АСБ «Сирена» и предложила своим агентам определиться: либо «Аэрофлот» - либо ТКП. То есть, если агентства продолжат сотрудничество с национальным перевозчиком, они будут исключены из числа партнеров ТКП, что закроет им доступ к продаже билетов большинства авиакомпаний России.

ЗАО «Транспортная клиринговая палата» (ТКП) с 1993 года обеспечивает расчеты между агентствами и авиакомпаниями. Договоры с палатой имеют 140 регулярных и 77 чартерных перевозчиков, а также около 6 тыс. пунктов по продаже билетов по всей стране. Билеты на все рейсы в этих пунктах продаются на единых бланках ТКП. Акционерами ЗАО являются 20 авиакомпаний, "Аэрофлоту" принадлежит 3,5% акций ТКП. По данным ТКП, в 2003 году билетами на ее бланках воспользовались 9,6 млн. пассажиров, из них 120 тыс. купили билеты "Аэрофлота".

Как заявил газете «Коммерсант» президент ТКП Сергей Ильичев, изменить условия стандартных договоров с авиакомпаниями можно только с согласия комитета перевозчиков Палаты, в который входят представители 21 авиакомпании. По словам г-на Ильичева, он обратился к членам комитета с предложением «вместе отменить комиссионные сборы, как просит «Аэрофлот». Однако авиаперевозчики от этого отказались. «Комиссионная система позволяет региональным компаниям конкурировать с «Аэрофлотом». У них комиссия меньше, чем сумма сервисного сбора, значит, билеты могут быть дешевле»,– говорит г-н Ильичев. Впрочем, коммерческий директор «Аэрофлота» Евгений Бачурин считает, что «вопрос перед членами комитета был поставлен некорректно»: «Мы не просили вообще убирать комиссию, мы лишь предлагали исключить ее для нас». В результате «Аэрофлот» 31 марта в одностороннем порядке расторг договор с ТКП.

Доля Палаты в общем объеме продаж билетов «Аэрофлота» невелика – основную их часть продают агенты и собственные кассы. Гораздо сильнее этот конфликт ударит по агентствам, которые до сих пор работали как с первой, так и со второй организацией. В Палате заявляют, что в 1999 году наблюдательный совет ТКП принял решение, по которому "аккредитованным агентам запрещается продавать билеты авиакомпаний, не являющихся участником нашей системы взаиморасчетов". Окончательное решение о запрете продавать билеты на бланках «Аэрофлота» ТКП еще не приняла, однако это вопрос времени. «Я обратился ко всем крупным участникам рынка по продаже авиабилетов с предложением подумать и выбрать, с кем они будут работать – с «Аэрофлотом» или ТКП»,– заявил г-н Ильичев.

Опрошенные «Коммерсантом» руководители агентств отметили, что им выгодно работать с «Аэрофлотом» и с Палатой одновременно. На бланках ТКП продается большое количество билетов средних и небольших российских авиакомпаний. Между тем национальный авиаперевозчик предлагает своим агентам более выгодную, чем ТКП, систему агентских вознаграждений. «Комиссия Палаты при продаже авиабилета составляет не более 5% с билета, «Аэрофлот» дает как минимум 7%", – сообщил руководитель крупного агентства.

Конкуренты «Аэрофлота» пока не могут оценить, как выход из клиринговой палаты отразится на продажах авиакомпании. Заместитель гендиректора авиакомпании «Сибирь» Михаил Кошман говорит, что «каждый перевозчик сначала просчитывает последствия своих шагов, а потом уже делает выбор в пользу сотрудничества с ТКП, прямых агентских договоров или продажи билетов через сеть собственных офисов».

От лица «Аэрофлота» конфликт с ТКП «Коммерсанту» прокомментировал коммерческий директор авиакомпании Евгений Бачурин.

– Как "Аэрофлот" планирует разрешить конфликт с ТКП?

– За месяц до введения нулевой комиссии мы уведомили палату о том, что хотим пересмотреть договор и внести в него условия, на которых авиакомпания начинает работать с рынком. ТКП тянула до последнего и за день до введения нулевой комиссии сообщила, что наши предложения нецелесообразны. "Аэрофлот" перевел всю свою агентскую сеть на новую форму работы, и никаких исключений для ТКП мы делать не собираемся. Поскольку они отказались подстроиться под наши условия работы, мы на сегодня разорвали с ними отношения.

– ТКП запретила свои региональным агентам продавать билеты "Аэрофлота". Какие ответные меры вы намерены принять?

– Мы можем запретить нашим агентам работать с ТКП. Поскольку объем продаж билетов на наши рейсы в общих продажах среднестатистического агента составляет до 70-80%, такой шаг будет не в их пользу. Пока запрет, о котором вы говорите, еще не вступил в силу, это только угроза. Как только она будет реализована, ответные действия последуют незамедлительно.

– На каких условиях вы готовы возобновить работу с палатой?

– Для того чтобы мы восстановили наши отношения с ТКП, они должны извиниться и принять наши условия. Мы не позволим, чтобы организация, которая в год продает билетов "Аэрофлота" всего на $12 млн. (меньше, чем у многих наших агентов), диктовала свои условия национальному перевозчику. Потерю объемов, которые они нам дают, мы легко переживем. Думаю, что и остальные перевозчики тоже смогут обойтись без ТКП. На рынке продаж авиабилетов сегодня очень активно обсуждается сразу несколько проектов бланков, альтернативных тем, что предлагает ТКП. "Аэрофлот" сейчас рассматривает возможность участия в одном из них. Думаю, что в скором времени этот проект сможет составить серьезную конкуренцию ТКП.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно