Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Кто и как объединит российские авиакомпании

По данным Транспортной клиринговой палаты, общие объемы перевозок в стране по сравнению с 2004 годом выросли на 3,9%, международные – на 6,6%, внутрироссийские – всего на 1,8%. Среди основных причин этого спада называются беспрецедентный рост цен на авиатопливо (с 2003 года оно подорожало втрое), отсутствие у перевозчиков конкурентоспособного топливоэффективного флота и возможностей для его обновления (таможенные платежи на ввоз самолетов иностранного производства составляют около 40% от их стоимости) и, как следствие, увеличение тарифов, что делает воздушный транспорт все менее доступным для населения. В этой ситуации авиакомпаниям ничего не оставалось, как продолжить консолидацию для уменьшения издержек. Этим заняты сейчас AiRUnion, «ВИМ-Авиа».

Но самый масштабный проект консолидации предложил в феврале "Аэрофлот".

Совет директоров авиакомпании вынес на собрание акционеров вопрос об увеличении уставного капитала АО путем размещения дополнительных обыкновенных именных акций в пределах количества объявленных акций. Как следует из материалов к совету (их копия имеется в распоряжении Ъ), допэмиссию предлагается оплатить активами государства в ФГУП "Дальавиа", ОАО "Владивосток Авиа" и других компаниях, в числе которых называются "Красэйр", "Сибирь" и объединенная компания, образуемая сейчас на базе госпредприятий ГТК "Россия" и "Пулково" (Санкт-Петербург).

Предполагается, что за счет приобретения других компаний 'Аэрофлот' получит дополнительный парк воздушных судов, пассажиропоток, авиаузлы в различных регионах РФ, соответственно, увеличит свою долю на рынке и стоимость компании. Зато приобретаемые компании получат брэнд, стандарты управления и сервиса 'Аэрофлот', а также возможность дополнительно приобретать (арендовать) воздушные суда". То есть фактически речь идет о создании дочерних компаний на базе конкурентов "Аэрофлота".

Считается, что инициатива "Аэрофлота" труднореализуема из-за неоднородности состава акционеров перечисленных компаний. К примеру, более 63% акций авиакомпании "Сибирь" принадлежат Наталии Филевой, замгендиректора АО и супруге главы перевозчика Владислава Филева, и только 25,5% акций остается в госсобственности. Миноритарием АО "Владивосток Авиа" (14,45%) является группа "Альянс". Кроме того, допэмиссия, которую путем закрытой подписки планируется разместить в пользу Росимущества (по предварительным данным, она должна составить 13,5%), приведет к размытию доли Национальной резервной корпорации депутата Госдумы Александра Лебедева, контролирующей около 30% акций "Аэрофлота". В "Аэрофлоте", правда, уточняют, что переговоров с "Красэйром" и "Сибирью" по поводу консолидации сейчас не ведется.

Представители госорганов однозначного отношения к инициативе ведущего перевозчика страны пока тоже не высказали. Однако инициативу у "Аэрофлота" перехватил Минтранс. В марте его глава Игорь Левитин заявил, что совет по гражданской авиации при министерстве начал разработку концепции по объединению авиакомпаний с контрольными госпакетами акций. По словам чиновника, исходя из окончательного утвержденного правительством варианта концепции будет принято решение о возможной передаче "Аэрофлоту" долей в других авиакомпаниях. (Коммерсантъ)