Конфликт разработчиков «Электронной путевки» продолжается

О том, что между разработчиками системы «Электронная путевка» есть финансовые проблемы, мы уже писали в январе нынешнего года. И, похоже, конфликт не разрешен до сих пор. Как сообщил портал Санкт-Петербург.ру, компания «Аэронавигатор», создатель программного комплекса информационной системы «Электронная путевка» (ИС ЭП), обратилась в суд с иском о взыскании 65 млн рублей к АО «Астерос», которое, как сказано в статье, может обернуться для Ростуризма потерей прав на «Электронную путевку».

В мае 2016 года Ростуризм заключил с компанией «Астерос» госконтракт стоимостью около 170 млн рублей на создание этой системы. «Астерос», в свою очередь, решила воспользоваться услугами субподрядчика и заключила соглашение с компанией «Аэронавигатор» на 65 млн рублей. Но когда компания-исполнитель выполнила государственный заказ, компания-посредник отказалась оплатить проделанную работу. При этом, как пишет портал Санкт-Петербург.ру, Ростуризм не только принял работы в полном объеме, но и заплатил за них. Правда, деньги до исполнителя не дошли. По договору у компании-посредника есть пять дней для мотивированного возражения, однако никаких замечаний в течение этого срока «Аэронавигатору» не поступило. Как не поступило и средств, которые, также по договору, должны были быть перечислены в течение десяти дней. В связи с этим компания «Аэронавигатор» официально запретила использовать «Электронную путевку» до момента оплаты работ.

Тем не менее Ростуризм в спешном порядке, 28 декабря, перед новогодними праздниками объявил конкурс на третий этап работ по созданию информационной системы «Электронная путевка». 25 января объявлен победитель – «Астерос», цена контракта – 176 млн рублей. Но создание третей очереди информационной системы невозможно без использования программного обеспечения второй очереди, исполнитель которой – «Аэронавигатор» – в это время пытается через суд запретить пользоваться созданным ей продуктом до полной оплаты работ.

Автор статьи полагает, что спешка объясняется привлекательными финансовыми условиями. Если на разработку полного технического задания и концепции создания системы в 2014 г. было потрачено 5 880 320 рублей из госбюджета, то за проведение приемочных испытаний Ростуризм должен будет заплатить 41 306 132 рублей. «Хочется обратить внимание, что это не военные учения и не вывоз тысячи застрявших туристов с другого конца света, это оплата нескольких дней работы несомненно высококвалифицированных экспертов, но всего несколько дней и несколько человек за 41 млн. рублей», – сказано в статье.

Автор также обращает внимание на то, что в конце сентября 2016 года Ростуризм объявил конкурс на создание мобильного приложения для «Электронной путевки» с ценой контракта 16 млн рублей. К 31 декабря деньги были полностью освоены компанией «МарКом», однако, как видно из представленной на сайте Госзакупок информации по проекту «Электронная путевка», ни вторая очередь проекта, ни третья никаких механизмов взаимодействия с мобильным приложением не предусматривают.

Техническое задание третьей очереди исчерпывающе описывает решения по взаимосвязям с внешними системами: «Электронная путевка» обменивается данными с удостоверяющими центрами, информационными системами банков, страховых компаний и Ростуризма, с почтовой системой, с туроператорами и с единым реестром туроператоров. Но про мобильное приложение в техническом задании нет ни слова. Возникла парадоксальная ситуация, когда вспомогательное средство – мобильное приложение – было разработано раньше, чем первичный продукт, на который оно ориентировано. Более того, полностью реализованный проект «Электронная путевка» не предусматривает использования мобильного приложения и, следовательно, потребует дополнительных денег для его подключения.

На взгляд RATA-news, приведенная статья носит явно заказной характер и написана с позиции одного участника событий – компании «Аэронавигатор». Поэтому мы обратились за комментариями к прямому исполнителю заказа Ростуризма – компании «Астерос».

На вопрос о том, оплатил ли «Астерос» работу «Аэронавигатора», директор проекта Алексей Денисов ответил, что «акт приемки-передачи данному партнеру был подписан с указанием недочетов, которые он не устранил, несмотря на неоднократные обращения. Это могло повлиять на корректность эксплуатации и гарантийной поддержки государственной системы». Тем не менее, акт сдачи партнеру «Астерос» подписал, указав, что приняли его часть работы с недостатками, и это, по условиям субподрядного договора, влечет за собой финансовые последствия. «Таким образом, работы были оплачены в том объеме, в котором выполнены, а сама система доработана силами компании «Астерос» и сдана нами Ростуризму в срок, как того требует госконтракт», – уточнил г-н Денисов.

По его словам, «на данный момент компанией «Астерос», единственным держателем госконтракта, выполняется третья очередь проекта, и после ее завершения система «Электронная путевка» будет технологически готова к эксплуатации». Все идет в соответствии с графиком. До конца апреля контрактодержатель, то есть группа «Астерос», планирует сдать техническое задание на разработку соответствующего функционала ИС ЭП. Срок запуска системы, как и было объявлено ранее заказчиком, – 1 января 2018 года. «При этом взаимоотношения «Астероса» и партнеров никак не касаются нашего клиента – Ростуризма – и сроков сдачи системы. В дальнейшем будем еще более внимательнее относиться к выбору партнеров. На провокации и откровенный шантаж не будем реагировать никаким иным образом, кроме как в судебной плоскости», – сказал RATA-news директор проекта «Электронная путевка».

 

Светлана Ставцева, RATA-news.