Тревелпорт

Сезон-2016 на Курильских островах получился почти экстремальным

Этот сезон выдался очень тяжелым для всех компаний, которые занимаются продажей и организацией туров на Курильские острова. Поломка теплохода «Поларис» летом нарушила планы многих операторов и клиентов – люди аннулировали оплаченные заявки, теряли время и деньги из-за форс-мажорных ситуаций на месте, а компании недополучили прибыль, потеряли клиентов.

Туристический сезон на Курилах длится с начала июля до середины сентября. По словам гендиректора компании «Адвенче» Алексея Юдина, основную часть туров клиенты приобретают в марте-июне. «Большинство программ рассчитаны так, что туристы попадают на Курилы на теплоходе, который ходит между Сахалином и островами Кунашир, Шикотан, Итуруп. В начале сезона таких теплоходов было два с утвержденным графиком расписания. В июле, то есть на старте сезона, мы получили сообщение, что один из них, «Поларис», сломался и требует длительного – несколько месяцев, ремонта. Именно под его расписание был составлен график туров у многих компаний», – рассказал он RATA-news. При этом, как подчеркнул собеседник, авиасообщение между Сахалином и Курилами ненадежно, летают турбовинтовые самолеты небольшой вместимости, нередки задержки рейсов на несколько дней и даже на неделю из-за сложных погодных условий.

Дальше больше: расписание и второго теплохода стало корректироваться, частично – из-за поломки «Полариса», частично – из-за погодных условий. Операторам пришлось вносить изменения в готовые программы. Многих клиентов новый вариант не устроил, они потребовали вернуть деньги и отказались от поездок.

«Отказов было примерно 40% от всех оформленных заявок на туры с посещением Курильских островов. Нам пришлось вернуть клиентам за них деньги в полном объеме», – рассказала RATA-news менеджер по туризму компании «Эктив Трип» Надежда Кузнецова. Те туристы, которые все-таки поехали, деньги не потеряли, но, как сказала собеседница, со сложностями столкнулись. Расписание теплохода изменилось настолько, что приходилось сдвигать даты посещения Курил. В итоге, были случаи, когда на Курилы туристы попасть успевали, а обратно, к своим рейсам в Москву, уже нет. «Приходилось менять программу. Все компании были в одной ситуации, отказы были не только у нас. Некоторые туристы выбрали для посещения другие регионы. В прошлом году таких проблем не было, все прошло гладко и по расписанию», – заметила г-жа Кузнецова.

Директор курильской компании «Гидрострой» Марина Евгенова рассказала RATA-news, что из-за проблем с расписанием теплохода не состоялись три групповых заезда. Пострадали также туристы московской компании «Орфей». Правда, они столкнулись с проблемами другого рода. «На теплоходе не совсем понятны стандарты размещения, и наших туристов поселили не в ту категорию, которую они оплатили. Сейчас ждем возврата денег», – пояснил директор «Орфея» Михаил Романов. В компании всегда стараются максимально полно информировать туристов, тем более что Курилы – очень далеко, воздействовать на таком расстоянии на принимающую компанию, погоду и тем более форс-мажоры сложно. С другой стороны, как заметил собеседник, такие направления выбирают туристы, которые в душе экстремалы, готовые ко всему.

Сообщение с Курилами еще более осложнилось в августе, когда на острове Итуруп начал работу одноименный Всероссийский молодежный образовательный форум. Он длился несколько смен – до начала сентября, и единственный пассажирский теплоход, связывающий Сахалин с Курилами, администрация стала задействовать в первую очередь на завоз и вывоз участников мероприятия, из-за чего возникали новые изменения в его расписании. Были случаи, что на Кунашире застревали целые группы – погода хорошая, но все самолеты летят на Итуруп и вывозят форумчан. Как рассказал Алексей Юдин, туроператорам постоянно приходилось уведомлять клиентов об изменениях в программах – страдало наполнение туров, уменьшалось количество дней на Курилах, клиенты были недовольны. Часто изменения приходилось вносить в программу прямо на месте. Соответственно, у принимающих компаний на Курилах начались проблемы с туристами, которые, застряв на островах, вынуждены были опаздывать на работу, менять авиабилеты из Южно-Сахалинска в Москву. По словам г-на Юдина, тем, кто забирал деньги за туры, не всегда удавалось сделать то же самое с авиабилетами, так как многие весной купили невозвратные по 20 тыс. рублей. Как итог, все фирмы, работавшие на Курилах, в той или иной мере потеряли в прибыли, а главное – понесли репутационные потери. «Имидж региона также упадет. Пострадало много самостоятельных туристов, так что в интернете неизбежно появятся негативные отзывы о том, что с Курил не выбраться. Очень жаль, потому что мы пять лет боролись за этот регион, продвигая его в Москве как альтернативу более дорогой Камчатке», – пояснил он.

Турбизнес Сахалина и Курильских островов рассчитывает, что часть транспортных проблем будет снята благодаря развитию авиасообщения. В частности, областное правительство планирует купить для авиакомпании «Аврора» два самолета DHC-6 Twin Otter 400 для полетов на Курилы. «Это сейчас самый приоритетный способ доставки на острова, новый аэропорт всепогодный, 1 час 15 минут – и ты на Итурупе. Я веду статистику полетной карты, риски по невылету снизились на 80%», – рассказала Марина Евгенова.

 

Анна Вальцева, RATA-news