Тревелпорт

Паромы вернутся в Санкт-Петербург

С принятием поправок в федеральный закон «О порядке выезда и въезда в РФ», разрешивших безвизовый въезд в Россию иностранцам – пассажирам паромов, созданы комфортные условия для возвращения паромных линий в Санкт-Петербург.

Перспективы развития рынка обсуждали на круглом столе, прошедшем в информационном агентстве «Интерфакс», эксперты в сфере туризма. В мероприятии приняли участие заместитель председателя петербургского Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, начальник управления по туризму Марианна Орджоникидзе, руководитель Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев, директор по маркетингу ООО «Таллинк-Ру» Анатолий Завгородний, генеральный директор компании «Инфлот Ворлдвайд Санкт-Петербург» Игорь Глухов, вице-президент ООО «УК «Морской фасад» Серик Жусупов, менеджер круизного отдела «Арктур Трэвел» Виктория Киселева.

Обращаясь к участникам встречи, Марианна Орджоникидзе отметила, что благодаря принятой «Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 гг.» число туристов, прибывающих в город, в этом году составило 4,2 млн. человек. По ее словам, «несмотря на кризис, количество паромных туристов будет возрастать, ведь в сложной финансовой ситуации люди пытаются уйти от негатива и начинают больше путешествовать».

О необходимости развития паромного туризма говорил и Игорь Глухов, который подчеркнул, что, несмотря на положительную динамику туристических потоков, Санкт-Петербург сильно отстает именно по количеству «паромных» туристов. Так, в Хельсинки ежегодно подобным образом прибывает порядка 14 млн. человек, в Таллинн – 7 млн. По его оценкам, перспективы развития паромного сообщения в Петербурге «колоссальны», однако для развития паромных маршрутов необходимо дополнительное развитие современных паромных причалов.

Серик Жусупов подчеркнул, что поправки в закон очень своевременны для Санкт-Петербурга, где недавно вступила в строй первая очередь «Морского фасада» – нового порта, который готов принимать круизные и паромные суда вместимостью до 5 тыс. пассажиров. Пока открыт круизный терминал, но в конце 2009 год откроется первый, а через год – второй паромный причал. При этом на берегу возводится соответствующая инфраструктура, включая залы прибытия и убытия и пропускную систему.

Виктория Киселева заявила, что благодаря городским властям, которые занимаются активным продвижением имиджа Санкт-Петербурга за рубежом, город стал узнаваем во всем мире. «Развитие регулярного паромного сообщения позволит значительно увеличить поток морских туристов в наш город, так как Санкт-Петербург является локомотивом для всего Балтийского региона, и желающих посетить его с каждым годом становится все больше и больше», – подчеркнула г-жа Киселева.

По мнению Сергея Корнеева, паромный туризм является прекрасным антикризисным шагом. «Люди не перестанут путешествовать, для многих поездка на отдых – своеобразный выход из личного кризиса на фоне кризиса общемирового. Но из-за финансовых трудностей туризм станет более локальным. А паромный туризм именно такой», – считает он.

Анатолий Завгородний, в свою очередь, отметил, что сейчас компания «Таллинк» просчитывает экономическую выгоду от возобновления паромной линии Санкт-Петербург-Хельсинки-Таллин-Санкт-Петербург.

Напомним, на прошлой неделе президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон № 237-ФЗ «О внесении изменения в статью 25.11 федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Поправки в закон были разработаны и продвигались с участием специалистов Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. Также в подготовке закона принимали участие депутаты Госдумы, Торгово-промышленная палата РФ, Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии.

В 2007 году Санкт-Петербург принял более 300 круизных судов и более 350 тыс. туристов на борту, в основном иностранных. В 2008 году было принято около 320 судозаходов и соответственно – около 400 тыс. круизных туристов. В 2009 году прогнозируется увеличение обоих показателей. Во многом это стало возможно благодаря существующей для пассажиров круизных судов системе безвизового посещения и пребывания в течение 72 часов.

В то же время из-за отмены регулярного паромного сообщения между Санкт-Петербургом и городами Балтийского моря в 2004-2005 гг. было отменено более 500 судозаходов. При этом упущенная выгода составила €150 млн., а федеральный бюджет недополучил более €3 млн. в виде портовых сборов.

Сложности с оформлением российской визы привели к тому, что в начале 2005 года паромный оператор Tallink прервал обслуживание линии Петербург - Таллинн - Хельсинки, а в конце того же года отказалась от работы на линии Петербург - Таллинн - Росток компания Silja Line.

Введение безвизового режима на 72 часа для пассажиров паромов послужит стимулом для возобновления паромного сообщения. Это означает, что Санкт-Петербург может получить дополнительно в 2009-2010 гг. до 1 млн. иностранных туристов, прибыль составит €100-150 млн., а федеральный бюджет может получить в виде портовых сборов до €5 млн.