Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Туроператоры договариваются с кубанскими здравницами

08:07, 13 января 2009

Открытое письмо, с которым ведущие туроператоры по внутреннему туризму обратились к здравницам Краснодарского края, обсуждалось за круглым столом в рамках проходящей в Сочи XV выставки «Курорта и туризм». Напомним, в декабре ушедшего года руководители 13 турфирм подписали обращение к партнерам в Краснодарском крае, в котором обращали их внимание на сложную экономическую ситуацию в стране и призывали пересмотреть ценовую политику.

Прежде всего, выяснилось, что письмо прочитали все, и круглый стол вызвал большой интерес участников рынка. Обсудить проблемы ценообразования и партнерских отношений собрались более 150 человек. Заседание вели член правлении сочинской Торгово-промышленной палаты и директор компании «Здоровый мир – Сочи» Дмитрий Богданов и вице-президент Российского союза туриндустрии, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Юрий Барзыкин. Разговор был непростой и не во всем конструктивный, но, благодаря ведущим, участников удалось увести от обсуждения собственно письма. «Обращение туроператоров – это призыв к неотложной совместной работе. Давайте попытаемся найти компромиссы», - сказал Юрий Барзыкин. «Пока мы по одну сторону баррикад», - считает генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.

Большинство выступавших были согласны с тем, что рынок Черноморского побережья России «перегрелся», цены неадекватны уровню сервиса и не выдерживают конкуренции с зарубежными курортами. Генеральный директор компании «Кандагар» Борис Зелинский привел красноречивый пример. В ялтинской гостинице «Интурист» проживание в два раза, завтрак в три раза, а чашка кофе в четыре раза дешевле, чем в сочинской «Жемчужине», где традиционно проходит зимняя выставка. При этом обе гостиницы построены по одному проекту и услуги предлагают одного уровня. Были и другие примеры: семья из трех человек за двухнедельный отдых в «среднеценовом» сочинском санатории с перелетом из Екатеринбурга будет вынуждена заплатить около 140 тысяч рублей. «Это кто же может себе такое позволить?», - спрашивали туроператоры.

Санатории и гостиницы, в свою очередь, напомнили, что и у них есть свои проблемы. Издержки растут, в первую очередь, за счет коммунальных платежей. Инфляционная составляющая присутствует в цене большей части оборудования, продовольственных товаров, текстильной продукции, моющих средств и других товаров и услуг, которыми пользуются здравницы в рамках «производственного» потребления. При этом, как реально работать с ценой, как сокращать издержки, известно только теоретически, последние годы никто в России с этим не работал. «В стране выросло целое поколение менеджеров, которые умеют только “расти”», - говорит Сергей Ромашкин. Кроме того, на конечную стоимость тура влияют транспортные расходы. Санатории требуют от государства регулирования тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки, поскольку отдых, как бы дорого он ни стоил, все равно обходится дешевле, чем дорога до курорта. Это обращение, в частности, было адресовано присутствовавшему на круглом столе заместителю руководителя Федерального агентства по туризму Геннадию Пилипенко.

Вообще в сложившейся ситуации многие санатории больше уповают не на рыночные механизмы, а на государство. Они, в частности, предлагают вернуться к системе бесплатного отдыха за счет бюджета, что позволит решить их проблемы. Но в любом случае, как считает генеральный директор анапского санатория «ДиЛуч» Вера Севрюкова, здравницам необходимо компенсировать ставку по кредитам, подтолкнуть банки к финансированию санаторно-курортной сферы, предприятия которой, к сожалению, не вошли в «антикризисный» список правительства. При этом банки отнесли санатории к группе риска и кредитов им сейчас не дают.

А что же все-таки будет с ценами на следующий сезон? С одной стороны, многие здравницы повышают стоимость своих услуг по сравнению с прошлым годом - от 8% до 50%. По мнению генерального директора компании «Роза ветров» Елены Воеводиной, особенно в этом плане отличились Анапа и Геленджик. «Видимо, эти курорты находятся в состоянии некоторой эйфории: на фоне неудачного сезона в Сочи у них лето было неплохим. Поэтому они подняли цены на 20-25%». С другой стороны, туроператоры считают, что их обращение все же дало определенный положительный эффект. «Примерно половина моих партнеров по переговорам цены повысили, но аккуратно. Примерно четверть пока не определились и еще четверть сохраняют прошлогодние цены, но предупреждают, что в случае сильной инфляции стоимость питания повысят».

Самое важное, что объекты размещения значительно «подвинулись» в плане времени и формы получения денег от туроператоров. «На ноябрьской выставке в Краснодаре в переговорах с партнерами постоянно звучало: «жесткий блок», «оплата в январе». Сейчас «жесткий блок» не звучит вообще, а оплата пойдет по определенному графику: аванс в конце апреля - начале мая, а потом за две недели до заезда», - говорит Елена Воеводина. «В части финансирования подвижки колоссальные, - считает Сергей Ромашкин. - Раньше мы начинали платить сразу после сочинской выставки, а сейчас объем авансирования будет в 5-7 раз меньше, чем в прошлом году, все здравницы готовы подождать до марта-апреля. Сегодня подписываем договор, но договариваемся весной к нему вернуться - и по ценам, и по квотам. Раньше такого не было, в марте подписал – и не обсуждается. Некоторые партнеры в этом смысле меня приятно удивили».

Директор сочинской турфирмы «Аэлита» Александра Сердюченко согласна с тем, что цены в Краснодарском крае раздуты. И если с частными гостиницами еще можно договариваться, то с санаториями – очень трудно. «Никто не говорит, что здравницы должны работать себе в убыток. Но задел между себестоимостью и продажной ценой, позволяющий санаториям в разумных пределах снизить стоимость услуг, есть, - отметила г-жа Сердюченко. - Сейчас трудное время, и нам всем надо умерить свои амбиции».

То, что это возможно, доказывает позиция Анапской региональной курортной ассоциации (АРКА), которую возглавляет Вера Севрюкова, и некоторых других здравниц Краснодарского края. 20 санаториев, входящих в АРКА, объявили, что не будут повышать цены на следующий сезон. Это «Анапа», «Бимлюк», «ДиЛуч», «Кавказ», «Кубань», «Ласточка», «Маяк», «Мотылек», «Пламя», «Русь», «Урал», «Уральские самоцветы» и др. «Повышать комиссию туроператорам, как они предложили в своем обращении, мы, конечно, не будем, - сказала RATA-news Вера Севрюкова. – Но не исключаем, что в марте-апреле нам даже придется снизить цены на проживание, если того потребует состояние спроса».

Туроператоры не сомневаются, что выставленные санаториями и гостиницами цены – не последние в этом году. «Спрос упадет, - убеждена Елена Воеводина. - И примерно треть здравниц это понимают. В ноябре мы говорили об одних ценах, в январе обсуждаем другие, а в апреле наверняка появятся новые варианты». «Если в последние годы глубина продаж росла, то теперь туристы будут откладывать решение о поездке до последнего, как это уже случилось в декабре с Новым годом, - говорит Сергей Ромашкин. - Возможно, будет больше отказов от туров: те, кто примут решение за месяц, за неделю до отъезда будут вынуждены отказаться от отдыха, если изменится ситуация».

Резюмируя обсуждение за круглым столом, Юрий Барзыкин отметил, что спрос на лечебно-оздоровительные услуги во всем мире растет, а в России исторически сложились лидирующие позиции в этой сфере. Необходимо лишь выработать конструктивные механизмы взаимодействия государства и бизнеса, а также между участниками рынка. Российский союз туриндустрии всегда уделял первоочередное внимание вопросам развития курортно-туристического комплекса, работают две профильные комиссии - по внутреннему туризму и санаторно-курортная. РСТ подготовил и внес через ряд предпринимательских объединений предложения по изменению статьи 213 Налогового кодекса РФ, предполагающие возмещение медицинских расходов для застрахованного лица по ДМС - оплаты стоимости санаторно-курортных путевок.

Что касается ценообразования, то эти вопросы необходимо решать на всех уровнях, в том и региональными властями, считает Юрий Барзыкин: «Согласно антикризисным мерам правительства страны, региональные власти могут снизить ставку налогообложения для малого и среднего бизнеса, применяющего упрощенку, с 15% до 5%, но пока этого почему-то никто не сделал». И, конечно, все участники рынка должны нести «ценовую ответственность». С одной стороны, не допускать бесчисленных перепродаж санаторных путевок, из-за чего цена на них увеличивается многократно, а с другой – с пониманием относиться к партнерам в плане комиссионного вознаграждения. «Эти проблемы тоже можно решать в рамках согласительных процедур, для которых мы предлагаем использовать площадки и РСТ, и ТПП», - сказал Юрий Барзыкин. (Ирина Тюрина, RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно