Интурмаркет с 1 октября

№5227

Россия приостановила выдачу всех категорий виз

На специальном сайте консульского департамента МИД РФ, посвященном электронным визам, появилось сообщение о том, что оформление и выдача иностранным гражданам всех категорий виз временно приостановлены в целях обеспечения безопасности государства, защиты здоровья населения и нераспространения новой коронавирусной инфекции.

Отметим, что в течение вчерашнего дня текст на сайте был изменен. Сначала речь шла о приостановке оформления именно электронных виз и был хоть как-то обозначен срок – до особого распоряжения правительства. Потом в сообщении появились «все категории виз» и исчезло упоминание об особом распоряжении.

С одной стороны, можно предположить, что в МИДе решили констатировать факт неоформления любых, а не только электронных виз, поскольку границы, в основном, закрыты. Но с другой – непонятно, смогут ли по-прежнему получать визы граждане тех стран, с которыми открыто регулярное авиасообщение.

Например, еще в сентябре 2020 года было официально объявлено, что посольство РФ в ОАЭ возобновило выдачу российских виз гражданам и резидентам эмиратов. Как будет теперь? Ни на сайте посольства РФ в Абу-Даби, ни на странице в Фейсбуке информации об этом нет.

По визам въезжают в Россию и граждане Танзании, прямые рейсы между нашими странами выполняются с 1 августа 20202 года. Гражданам Египта и Мальдивских островов тоже нужна российская виза – авиасообщение восстановлено с сентября 2020 года. И тоже – никаких пояснений на официальных интернет-ресурсах.

Что касается электронных виз, то их оформление должно было начаться 1 января 2021 года. Соответствующий закон принят в июле 2020 года.

Предполагалось, что единая электронная виза позволит въезжать в РФ с гостевым, деловым, туристическим визитом, а также для участия в научных, культурных, общественно-политических, экономических, спортивных мероприятиях. Срок оформления однократной визы составляет не более 4 рабочих дней, она действует 60 суток и позволяет находиться в России 16 суток. Виза оформляется на специализированном сайте МИД РФ или в мобильном приложении. Консульский сбор составляет $40, подтверждение брони гостиницы для оформления не нужно.

«Конечно, мы сожалеем, что произошла техническая задержка запуска электронных виз из-за пандемии, хотя, пока закрыты границы, иностранцы все равно не смогли бы ими воспользоваться. Но турбизнес рассчитывает, что вынужденная пауза будет использована для доработки соответствующих правил и технологий», – сказал RATA-news президент Российской союза туриндустрии Андрей Игнатьев.

Он напомнил, что российский въездной туризм – это 30% туристического рынка. РСТ неоднократно обращался к правительству РФ с предложениями по упрощению въезда иностранцев в Россию и приветствовал принятие в июле 2020 года законопроекта о введении электронных виз.

«Возникшая задержка не должна привести рынок в уныние. Но ситуация в турбизнесе очень сложная, въездной туризм не работает почти год. Поэтому крайне важно при первой же возможности запустить получение электронных виз для туристов из стран с благоприятной эпидемической обстановкой, – подчеркнул г-н Игнатьев. – А для этого необходимо заранее опубликовать правила их оформления, в том числе, чтобы операторы въездного туризма смогли подготовиться к возобновлению турпотока».

По его словам, турбизнес надеется, что электронные визы станут реальным упрощением въездного режима в Россию. Анкета для туристов будет максимально короткая и простая, правила оформления – емкими и понятными. И в этом случае новая система не создаст препятствий для въездного турпотока, а будет способствовать его восстановлению и многократному увеличению.

«Хотел бы напомнить, что Россия в 2019 году заработала на въездном туризме $10,9 млрд, а введение электронных виз, по оценкам Российского союза туриндустрии, увеличит въездной турпоток на 20%. Это, в свою очередь, даст стране дополнительный доход $2 млрд», – сказал Андрей Игнатьев.

Ирина Тюрина, RATA-news

Московским турфирмам досталось лишь 5% от прежнего турпотока на Новый год и каникулы

В Москве до 15 января остаются закрытыми музеи, максимальное число зрителей в театрах, кинотеатрах и концертных залах не должно превышать 25% от вместимости зала. Рестораны, кафе, бары и другие развлекательные заведения открыты до 23 часов. В отличие от турбизнеса Санкт-Петербурга, где музеи возобновили работу с 11 января, столичным операторам остается только надеяться, что московские музеи начнут принимать посетителей со второй половины месяца.

«Хочется в это верить, но не факт, что откроют. В этом году столица устрашает регионы, постоянно озвучивая большие цифры инфицированных коронавирусом. Город воспринимают как красную зону, закрытую с марта прошлого года. Броней было крайне мало, и Новый год не стал исключением», – сказала RATA-news генеральный директор компании «Виадук Тур» Лариса Федорова. По ее словам, итоги праздников плачевны – туристов было в десятки раз меньше. «Обычно из регионов принимали 1,5-2 тысячи человек, а в эти каникулы приняли менее сотни туристов», – уточнила она.

В основном, брони были сделаны в середине и конце декабря, когда акция с кэшбэком уже закончилась. В Москву на этот раз поехали не семьями с детьми, а парами или поодиночке. Оператор перестроил программы под ограничения, снизил стоимость. Туристам предложили тематические пешеходные экскурсии по не самым раскрученным столичным местам, прогулку на теплоходе, смотровую площадку «Москва-Сити».

В компании «Роза ветров» основными клиентами на новогодние каникулы обычно были иностранные туристы и детские группы. «Въезд иностранцев сейчас в принципе невозможен, а детям поездки так и не разрешили. Как правило, мы принимали много групп от региональных предприятий, а в этом году никто не поехал с формулировкой «у вас музеи закрыты, а погулять мы и дома можем», – говорит заместитель генерального директора по продукту Елена Савченко. – Единичные бронирования были, но по сравнению с прошлым годом – хорошо, если наберется 5% от прежних объемов».

Как отметила генеральный директор компании «Четыре сезона путешествий» Алла Векшина, удалось принять в Москве всего 51 туриста. Год назад цифры были иные – порядка 700 человек. Сейчас туристов водили гулять на ВДНХ, показывали смотровую площадку «Москва-Сити», делали обзорную экскурсию по городу. «С прошлого года мы активно сотрудничаем с музеем «Бункер Сталина в Измайлово», помогаем набирать сборники. На каникулы собирали группы от 8 до 15 человек почти каждый день», – заметила она.

Генеральный директор компании «Тари Тур» Марина Левченко также подтвердила, что большинство туров в Москву и Питер оплачивались в последний момент, так что о переносах речи практически не велось. «Приняли несколько автобусов на Новый год и несколько – на Рождество. От объемов прошлого года вышло всего 5%, а ведь обычно тысячи людей принимали на каникулы, – подчеркнула она. – Но и это хороший результат, учитывая, что Москва была закрыта, музеи не работали. В новогоднюю ночь возили туристов по столице на автобусах, угощали шампанским и мандаринами. Внутри программы поменяли некоторые экскурсии, что-то добавили, в общем все туры состоялись. Отзывы были очень хорошие», – сказала эксперт. Туры продавались вплоть до 30 декабря, людей присоединяли к сборникам.

Также были организованы экскурсии в парки «Коломенское», «Царицыно», выезды в Сергиев Посад. Работала канатная дорога, посещение которой совмещали с экскурсией на стадион «Лужники». Много самостоятельных туристов было в гостиницах, люди бронировали проживание с кэшбэком, а экскурсии заказывали у операторов. «В целом столица была заполнена. Имидж Москвы как большого ковидного госпиталя отступает, надеемся, что с марта ситуация начнет налаживаться», – добавила г-жа Левченко.

Наталья Панферова, RATA-news

В зимние праздники на Валаам теперь можно добраться водным путем

Туристы и паломники смогут приезжать теперь на Валаам в зимнее время на новом судне – пароме «Ладожский». По договору с его владельцем Валаамский монастырь будет доставлять паломников на большие зимние праздники – Рождество, Крещенье, Сретенье. Судно стартует из Приозерска Ленинградской области и прибывает к причалу Валаамского монастыря.

Как рассказала RATA-news методист паломнической службы Валаамского монастыря Ирина Матвеева, первую группу приняли на Рождество – с 5 по 7 января, следующая запланирована на Крещенье – с 17 по 19 января. Гости могут посещать праздничные богослужения, гулять по экскурсионным маршрутам, посмотреть скиты и прекрасные часовни.

По словам г-жи Матвеевой, благодаря Росморречфлоту, монастырь сможет пользоваться судном «Ладожский». 26 декабря 2020 года оно было освящено и впервые причалило к обители.


Судно построено в 2019 году на верфях Петрозаводска и предназначено для поддержания судового хода на внутренних водных путях Волго-Балтийского бассейна. При его постройке учитывалось, что для Ладожского озера, для связи материка и Валаама, потребуется судно, которое сможет безопасно перевозить грузы и пассажиров в зимний период. Оно даже способно идти по льду толщиной до 30 см.

Помимо основных функций «Ладожский» имеет возможность перевозить до 80 пассажиров на рейсах длительностью до четырех часов. На судне есть теплый пассажирский салон, туалеты.


«Появление «Ладожского» делает зимнюю поездку на Валаам доступной паломникам со средним достатком. В конце девяностых – начале двухтысячных годов монастырь организовывал доставку паломников вертолетом, но это очень дорого, – рассказала Ирина Матвеева. – Первый рождественский заезд прошел успешно. Уже собрано более половины группы на Крещенье. Думаем также о Сретенье, но многое будет зависеть от погоды и состояния льда».

По словам генерального директора паломнической службы «Радонеж», главы комитета РСТ по религиозному туризму Юрия Минулина, это предложение Валаамского монастыря – именно то, чего ждет рынок в изменившихся условиях. «Отпали многие традиционные направления – и вдруг появляется зимний Валаам, который всегда был дорогим и труднодоступным турпродуктом. Это прекрасный вариант зимнего путешествия по разумным ценам – с удобным трансфером, хорошим размещением, насыщенной экскурсионной программой и большим духовным содержанием», – рассказал он RATA-news. Не случайно, как заметил собеседник, группу на Рождество паломническая служба монастыря набрала буквально за две недели.

Ирина Матвеева пояснила, что паломническая служба Валаама работает и с самостоятельным туристами, и с турфирмами, предлагая им комиссию 6-7%. «Гостей в тестовом режиме размещаем в недавно отремонтированном здании зимней гостиницы, в которой сейчас расположен дом паломника «Валаам». Предоставляем питание по монастырскому уставу», – уточнила собеседница.

Ежегодно Валаам посещает около 100 тыс. паломников и туристов. По словам г-жи Матвеевой, сезон 2020 года паломническая служба отработала успешно, хотя он и оказался самым необычным за последние 25 лет.

В России жесткие карантинные меры были приняты в тот момент, когда в паломнической службе закончился набор гидов и прошли первые занятия на курсах. К маю стало ясно, что сезон вообще может не состояться. Многие сотрудники службы получили отпуск в июне впервые в жизни.

С середины июня эпидемическая ситуация улучшилась, власти Карелии сняли ряд ограничений по приему туристов, и 17 июня на Валаам пришел первый теплоход – «Русь Великая». Затем из Приозерска начал навигацию монастырский теплоход «Валаам» и вышел на линию один из четырех метеоров.

До начала июля все помещения паломнической службы на острове были законсервированы. Экскурсоводы приезжали в командировки на один день, отрабатывали и уезжали домой – в Петербург и Сортавалу. Экскурсионное обслуживание предоставлялось только в юго-западной части архипелага. Монастырь для гостей оставался закрытым. Только 1 июля – на полтора месяца позже обычного – сотрудники паломнической службы заехали на Валаам.

От использования гостиниц и палаточных стоянок в 2020 году монастырь полностью отказался. В июне было трудно спрогнозировать, какой поток гостей отправится на Валаам. Поэтому монастырские теплоходы запускали в эксплуатацию постепенно. Из четырех метеоров в этом году работали три. Для однодневного посещения Валаам открылся только 16 июля.

Закрытие для россиян большинства европейских курортов привело к огромному росту турпотока в Карелию. Монастырские метеоры весь июль и август ходили из Сортавалы с полной загрузкой. Похожая ситуация наблюдалась и на приозерском направлении. Организаторы экскурсионного обслуживания малого флота работали в высокий сезон практически без выходных. Число заходов круизных судов по сравнению с 2019 годом, конечно, сократилось, но теплоходы приходили с большой загрузкой.

С середины августа были разрешены программы с проживанием – «Валаамская симфония» (7 ночей) и «Валаамская рапсодия» (3 ночи). Паломников размещали в общежитии «Флотский домик». С учетом всех санитарных норм селили не более 20 человек, перед заездом гости непременно сдавали тест и приезжали, только получив отрицательный результат. В среднем группы насчитывали по 5-10 паломников. Сезон-2020 на Валааме завершился 18 октября.

Светлана Ставцева, RATA-news

Клиенты «Русь-Тур» подали страховщику документы на возмещение 85 млн рублей

Страховая компания «Согласие» сообщила, что сумма убытков, заявленных для возмещения клиентами объявившего об остановке деятельности туроператора «Русь-Тур», превысила 85 млн рублей. Размер финансовых гарантий туроператора составляет 50 млн рублей.

По состоянию на 11 января подано более 800 заявлений, «Согласие» продолжает прием документов до 23:59 (мск) 26 января 2021 года. Затем, согласно договору страхования, в течение 30 дней после получения всех необходимых и надлежаще оформленных документов, подтверждающих факт и оценку реального ущерба, а также формирования реестра требований «Согласие» примет решение о признании или непризнании страхового случая, а также о размере страхового возмещения в соответствии с предоставленными документами, говорится в сообщении страховщика. Выплаты будут производится пропорционально суммам, указанным в требованиях, к размеру финансового обеспечения ответственности туроператора.

По словам директора «Турпомощи» Александр Осауленко, после окончательного формирования реестра требований страховая компания сможет назвать количество заявлений и сумму убытков. Потом документы будут проверять на соответствие требованиям закона – должен быть куплен турпакет, а не отдельная услуга. Кроме того, будут проверять финансовые документы на их соответствие выписанным путевкам и проведенным оплатам.

Г-н Осауленко отметил, что фонд персональной ответственности туроператора составляет около 8 млн рублей. Те, кто недополучит средства у страховщика, будут направлять заявления в «Турпомощь». На сбор заявок отводится 90 дней, затем 60 дней они рассматриваются, а потом в течение десяти месяцев идут выплаты. Если денег в ФПО не хватит, чтобы возместить убытки туристам в полном объеме, то эта сумма будет разделена поровну на всех заявителей.

Правительству поручено определиться с сертификатами для прошедших вакцинацию

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам пресс-конференции, состоявшейся 17 декабря 2020 года.

В частности, правительству поручено рассмотреть вопросы о выдаче сертификатов лицам, прошедшим вакцинацию для профилактики Covid-19 с использованием российских вакцин, а также о международном признании этих сертификатов в целях осуществления гражданами выезда из России, въезда в Россию и пересечения ими государственных границ иностранных государств.

Доклад должен быть подготовлен до 20 января 2021 г., ответственный – Михаил Мишустин.

Курорты Кубани в новогодние праздники посетили свыше 400 тысяч туристов

Краснодарский край принял в новогодние праздники более 400 тысяч туристов, из них 270 тыс. – Сочи, сообщил «Интерфакс-Юг» со ссылкой на губернатора региона Вениамина Кондратьева.

«Отели на Черноморском побережье были заполнены на 70%. В предгорье и степной зоне – более чем на треть. Для зимы это хороший показатель», – сказал губернатор.

В горном кластере Сочи, интерес к которому наиболее высок зимой, работало 143 средства размещения. За период новогодних праздников там проживали более 74 тысяч человек. Средняя загрузка объектов составила около 80%. Еще около 72 тысяч гостей посетили горный кластер в качестве однодневных туристов – это жители Сочи, а также гости курорта, туристы, проживающие на побережье.

Россияне на треть увеличили онлайн-траты на новогодние развлечения

Траты россиян на развлечения и путешествия по стране в новогодние праздники превысили 22,5 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в прошлом году. Об этом свидетельствует статистика эквайрингового бизнеса банка ВТБ в период с 1 по 8 января.

Объем онлайн-покупок по основным категориям расходов вырос на треть – до 9 млрд рублей. В общем объеме трат их доля за год увеличилась с 30% до 40%.

По итогам новогодних праздников наиболее заметно выросли расходы россиян на развлечения (на 39% год к году, до 3 млрд рублей), на транспорт (на 22%, до 7,6 млрд рублей) и гостиницы (на 15%, до 386 млн рублей), а также в магазинах по продаже алкогольной продукции (на треть, до 346 млн рублей). При этом на четверть – до 1,8 млрд рублей – снизились расходы на заведения общепита, на треть меньше россияне потратили в турагентствах (457 млн рублей).

Москвичи не смогли компенсировать столичным ресторанам и кафе отсутствие привычного трафика иностранных туристов: по статистике эквайринга ВТБ, оборот заведений общественного питания в городе снизился год к году почти на 40% и составил 723 млн рублей.

Также 35% выручки не досчитались московские гостиницы, 42% потеряли турагентства. Одновременно выросли расходы москвичей и гостей столицы на развлечения (на 22% год к году), а расходы на такси, автобусы и железнодорожные билеты – на четверть. Общие расходы россиян в столице в период новогодних каникул составили 9,2 млрд рублей, что на 7% выше прошлогодних значений.

Многие жители столицы и центральной части России в этом году отправились в тур по городам Золотого кольца – объем трат там вырос на 17% по сравнению с годом ранее. Наиболее значительно увеличилась выручка местных заведений общепита – на 42% год к году. Оборот алкомаркетов вырос на 32%, расходы на развлечения увеличились на 10%. Расходы на гостиницы остались на уровне прошлого года, так как ввиду ограниченного размера номерного фонда многие выбрали размещение в несетевых объектах или аренду квартир.

На 13% выросли расходы россиян в регионах, где расположены популярные горнолыжные курорты. Вдвое больше, чем годом ранее, заработали местные гостиницы, на 38% выросла выручка местных ресторанов и кафе, на 68% больше туристы потратили в развлекательных и культурных заведениях. На 22% увеличились расходы на транспорт, на 23% – объем продаж в алкомаркетах.

«В этом году большинство россиян ожидаемо выбрали для отдыха в новогодние каникулы внутренние направления: горнолыжные и морские курорты, старинные города, базы отдыха в регионах. Поэтому рост трат на новогодние развлечения именно внутри страны – закономерен. По нашей статистике, в целом за 10 дней каникул он составил до 30 млрд рублей, – комментирует Алексей Киричек, руководитель департамента эквайринга, вице-президент ВТБ. – Интересно, что продолжает расти доля интернет-покупок по самым востребованным категориям трат. Россияне покупают билеты в театры, гостиницы или спортивные центры онлайн, многие организаторы досуговых площадок используют дистанционную продажу как обязательное требование».

Данные основаны на статистике эквайринговых терминалов ВТБ, установленных на территории России, а также на площадках электронной коммерции.

Четвертый форум West HoReCa Forum пройдет в формате онлайн

Ежегодный региональный форум индустрии гостеприимства West HoReCa Forum IV Online + Туризм пройдет 11-12 и 15-16 февраля в формате онлайн. Посетить его можно из любой точки мира и с любого устройства.

Мероприятие станет площадкой для обсуждения актуальных тенденций в сфере гостеприимства:

- 11 февраля – онлайн-конференция с выступлениями рестораторов, отельеров, музейщиков и представителей туротрасли;

- 12 февраля – выставка поставщиков «HoReCa под ключ»;

- 15 февраля – гастротур по ресторанам и отелям Калининградской области (количество мест ограничено);

- 16 февраля – живая экскурсия по музеям региона.

Спикеры и модераторы – ведущие рестораторы, отельеры, туроператоры, маркетологи, дизайнеры, директора IT-компаний федерального уровня. Среди них – основатель портала онлайн-обучения отельеров Hotel Business Academy Алексей Волов, тренер ресторанных команд Евгения Лерман, преподаватель школы ресторанного бизнеса Novikov School, директор зоопарка Светлана Соколова, основательница агентства Corpus Global Mice & Event Юлия Чарная и многие другие.

В этом году перед отраслью стоит множество задач – увеличение турпотока в межсезонье, привлечение частных инвестиций в индустрию, строительство новых гостиниц и ресторанов, обустройство пляжей, подготовка персонала, внедрение передовых цифровых технологий в бизнес-процессы. Выработка ответов на эти вызовы с привлечением всех заинтересованных сторон позволит регионам задать правильный вектор масштабных качественных изменений в отрасли и объединить профессиональное сообщество.

Что еще произойдет на West HoReCa Forum IV Online + Туризм:

- интерактив с гостями на «переменках» между сессиями;

- серьезные призы от спонсоров;

- доступ к онлайн-выставке региональных и федеральных компаний-лидеров на рынке гостеприимства малого и среднего бизнеса – «HoReCa под ключ», с прямыми контактами поставщиков;

- 20 спикеров-практиков федерального уровня, которые поделятся своим опытом и разберут кейсы сферы HoReСa;

- ответы на все актуальные вопросы о развитии отельного, ресторанного, музейного и туристического бизнеса.

Подробности на сайте westhoreca.ru.