Тревелпорт

Геннадий Онищенко не хочет доводить дело до судов

Как мы уже сообщали, 11 марта глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко провел заседание Консультационного совета по защите прав потребителей. Обсуждались особенности правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания. На совет были приглашены представители Минтранса, Росавиации, Ростуризма, РСТ и АТОР.

Заседание не выглядело формальным, скорее, это была попытка нащупать самые болевые точки во взаимоотношениях турфирм и их клиентов. Геннадий Онищенко объяснил столь пристальное внимание к турбизнесу: «Туриндустрия сегодня развивается настолько динамично, что мы в своем правовом регулировании этого вида деятельности существенно отстаем, и это не позволяет нам эффективно защищать права потребителей». Г-н Онищенко также отметил, что Роспотребнадзор только подступается к этой проблеме. «Законодательство в сфере туризма молодое, надо нарабатывать правоприменительную практику и продолжать аналитическую работу – чтобы решать проблемы потребителей, не доводя дело до судов».

На заседании были оглашены итоги проведения контрольных мероприятий в отношении туроператоров и турагентов в различных регионах России. Результаты опубликованы во вчерашнем номере RATA-news. Напомним, что проверка 1551 турфирмы выявила в 988 различные нарушения законодательства о защите прав потребителей. Сергей Шилько поинтересовался у докладчика - начальника Управления защиты прав потребителей Олега Прусакова, насколько повлияли эти административные нарушения на качество турпродукта и в чем реально заключалось нарушение прав потребителей? Из ответа следовало, что проверялись фирмы на соблюдение ими требований административного кодекса и соответствие документооборота действующим нормативным актам. Поэтому реальность ущемления прав потребителей в этом исследовании проанализировать сложно.

Комментируя эти проверки, начальник Управления защиты прав потребителей Олег Прусаков отметил, что в 2007 году произошли существенные изменения в нормативно-правовой базе туристической отрасли. Это снижает объективность полученных результатов и требует, в том числе, экспертных оценок, способных выявить причины допускаемых нарушений. Так или иначе, после введения финансовых гарантий турфирмы нередко ищут возможности обойти закон «Об основах туристской деятельности», прибегают к посредничеству при реализации туруслуг, продают турпродукт по частям. Такая деятельность не подпадает под определение туроператорской или турагентской и трудно квалифицируется с точки зрения законов.

Вопрос г-на Онищенко, не являются ли подобные случаи следствием отмены лицензирования в сфере турбизнеса, в очередной раз вызвало дискуссию на старую тему – плох или хорош закон «Об основах туристской деятельности». Олег Прусаков в качестве основной проблемы отметил правовые коллизии, возникшие с нормами воздушного, гражданского законодательства и закона о защите прав потребителей.

По мнению председателя Конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, введение фингарантий не оказало должного воздействия на туристический рынок. Процедура возмещения ущерба «забюрокрачена» и мало отличается от прежней. Единственное новшество – возможность получения компенсации в случае исчезновения турфирмы, но и эта статься закона на практике оказалась недействующей. «Зато соотношение собранной страховой премии и выплат лучше, чем в ОСАГО, - сказал г-н Янин. – Фингарантии – заработок для страховщиков, поскольку вероятность наступления страхового случая очень мала. Фактически туроператор платит за внесение в федеральный реестр».

Исполнительный директор АТОР Андрей Маликов считает, что закон работает хорошо. Свое мнение он мотивировал тем, что на недавней коллегии Ростуризма заместитель председателя правительства Российской Федерации Сергей Нарышкин дал положительную оценку деятельности Федерального агентства по туризму и, соответственно, разработанному этим ведомством закону. Однако г-н Маликов заметил, что сейчас работе туроператоров мешает возникшая неопределенность с бланком строгой отчетности «Туристская путевка» в связи с решением Верховного суда о его отмене. Судебное разбирательство проводилось по иску частного лица, которого не устраивает, что в путевке нет места для внесения информации о туре, хотя этого требует закон.

Руководитель Правового управления Ростуризма Евгений Писаревский столь активно защищал на заседании закон «Об основах туристской деятельности», что Геннадий Онищенко заметил: «Для юриста Вы излишне эмоциональны». Тем не менее, некоторые из тезисов его выступления глава Роспотребнадзора счел целесообразным внести в проект решения Консультативного совета. Евгений Писаревский не разделил пессимизма коллег в отношении закона. Наоборот, он считает серьезным прорывом то, что в новой редакции закон стал в значительно большей степени соответствовать Гражданскому кодексу. «Специалисты знают, что закон в его прежней редакции Верховный суд просто не рекомендовал применять, поскольку в нем было слишком много расхождений с Гражданским кодексом», - сказал г-н Писаревский. По его мнению, появление реестра туроператоров, куда сейчас входит 4461 компания, а также введение механизма финансового обеспечения и принятие правил оказания туруслуг существенно повысили гарантии защиты прав потребителей. Свидетельство тому - оперативные выплаты страховыми компаниями компенсаций туристам, пострадавшим от недобросовестных туроператоров. В качестве свежего примера г-н Писаревский привел выплату компанией «Ренессанс Страхование» 2,3 млн. рублей клиентам московского туроператора, которого подвел партнер в одной из арабских стран. «Также благодаря закону возросло число случаев досудебного урегулирования финансовых споров между турфирмами и туристами», - сказал Евгений Писаревский.

Что касается проблемы с бланком путевки, то, как сообщил г-н Писаревский, Ростуризм уже подал кассационную жалобу с требованием об отмене решения Верховного суда. Ростуризм убежден, что бланк путевки полностью соответствует законодательству и не нарушает каких-либо прав потребителей. В нем есть минимальная и необходимая информация об условии путешествия, необходимая для фискальных целей.

«Если считать, что путевка – неотъемлемая часть договора независимо от формы оплаты, тогда любое изменение условий договора, что нередко бывает на практике, влечет необходимость внесения изменений и в бланк турпутевки. А в соответствии с постановления правительства РФ №171 это запрещено, то есть придется каждый раз выписывать новую путевку», - пояснил Евгений Писаревский. Он высказал мнение, что решение Верховного суда может создать правовую неопределенность на туристическом рынке и лишить туроператоров выбора, с чем работать – с бланком путевки или с контрольно-кассовой техникой, что в конечном итоге отразится на интересах потребителей. Но пока, до вступления в силу решения Верховного суда, при осуществлении денежных расчетов с потребителями туроператоры и турагенты могут использовать действующие бланки строгой отчетности, сказал г-н Писаревский.

«Туроператоров выбора между путевкой и кассовым аппаратом на самом деле лишил закон “Об основах туристской деятельности”, - высказал свое мнение Сергей Шпилько. – Всего-то и надо было в статье 10 после слов «Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта» добавить «за исключением тех случаев, когда используется ККТ». Но этого сделано не было. Сознательно или нет – сейчас уже не важно. А важно то, что под предлогом защиты прав потребителей решались совсем другие задачи. В любом случае, закон готовился в спешке, поэтому плохо срабатывают введенные им механизмы и возникают многочисленные правовые коллизии. Например, как в случае с бланком путевки». Г-н Шпилько также напомнил, что Московской страховой компании, чтобы за счет финансовых гарантий возместить ущерб клиентам исчезнувшей турфирмы, пришлось специально запрашивать разрешение Росстрахнадзора.

Вообще отношения в цепочке поставщики услуг – туроператор – турагент – клиент после принятия закона еще больше запутались, считает Сергей Шпилько. Использование договоров-поручений и других форм обхода закона – результат того, что он не охватил всего многообразия договорных отношений между участниками рынка. А вывод простой: надо вернуться к кропотливой работе по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере туризма, для чего создать под патронатом Роспотребнадзора рабочую группу, куда войдут представителей всех заинтересованных организаций.

Кстати, отметил Сергей Шпилько, это касается не только закона и правил оказания туруслуг. Совершенствовать надо и некоторые документы, выпущенные Роспотребнадзором. Например, требование о сопровождении медицинскими работниками детских групп численностью от 8 человек, отправляющих на отдых поездом. Или «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом», где, в частности, говорится, что перевозка детей автобусом может осуществляться только в светлое время суток.

Кроме того, есть еще вопросы взаимодействия предпринимательских объединений с Роспотребнадзором в разрешении конкретных потребительских конфликтов. Например, массовых, по которым первые сигналы чаще всего поступают в РСТ. Или в случае нарушений прав отдельных туристов. «С нарушителями - членами РСТ мы разбираемся на Правовой комиссии Союза, - сказа г-н Шпилько. – А сигналы, касающиеся фирм, не входящих в нашу организацию, готовы передавать органам Роспотребнадзора».

Сергей Шпилько предложил, чтобы юристы РСТ вместе со специалистами Роспотребнадзора работали в общественных приемных этого ведомства. Геннадий Онищенко инициативу одобрил, тем более что это уже практикуется с ассоциациями в других отраслях, в частности, банковской сфере. Он также заметил, что готов рассмотреть предложения РСТ по доработке упомянутых документов Роспотребнадзора. В то же день РСТ направил в Роспотребнадзор письмо с конкретными предложениями по взаимодействию обеих организаций, в том числе на уровне региональных отделений и ассоциаций, входящих в Союз.

Важное место в прошедшей дискуссии было отведено защите прав путешествующих как пассажиров. В частности, много внимания было уделено задержкам авиарейсов и недавно вступившим в силу Федеральным авиационным правилам. Об этом читайте в следующем номере RATA-news. (Ирина Тюрина, RATA-news)