Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Если в одиночку продвигать сувениры непросто, мастерам надо объединяться

06:08, 13 марта 2018

Возможностей для производства сувениров в регионах достаточно, а вот фантазии порой не хватает. В том числе и относительно качества упаковки. Это необходимо, чтобы, во-первых, товар бросался в глаза, а во-вторых, не повредился при транспортировке. В России до сих пор уникальные изделия продавцы нередко пакуют в целлофановые мешочки. Об этом и о других проблемах развития индустрии туристических подарков шла речь на круглом столе «Как заработать на туристическом сувенире», который прошел в рамках выставки «Интурмаркет».

Многие регионы в принципе не представляют, что можно было бы предложить туристу: «Мы объездили со своими проектами более 70 городов и убедились, что в большинстве их них вообще нет местных сувениров. Идеи не идут дальше настенных календарей», – сетует Геннадий Шаталов, председатель правления Фонда развития общественных связей Region PR.

Хотя умельцев в нашей стране немало. Чтобы их выявить, ФРОС Region PR уже четыре года проводит всероссийский конкурс «Туристический сувенир». В 2017-м в нем участвовало 1592 проекта из 59 регионов.

В этом году появится печатный сборник, куда войдут лучшие образцы российской сувенирной продукции и информация о том, где их можно купить или заказать изготовление. «Это очень важно, чтобы производители могли заявить о себе, найти партнеров. Например, наладить сотрудничество с отелями, где можно было бы выставить продукцию на продажу. И не обязательно ограничиваться только витриной: нужны и дегустации, и мастер-классы – все это звенья одной цепочки, которая провоцирует туриста купить сувенир», – говорит Геннадий Шаталов.

О своем удачном опыте рассказали создатели музея чак-чака в Татарстане Раушания и Дмитрий Полосины. Они в своем проекте сконцентрировались именно на «продающей» атмосфере. На базе музея работает магазин, чайная, проходят мастер-классы. Можно зайти на дегустацию и даже отправить открытку другу – почтовый ящик находится тут же. Много внимания уделяется разным форматам упаковки, надписи есть на русском, татарском и английском языках, на очереди – китайский. В итоге музей – один из немногих в России, где 50% дохода приносит именно продажа сувенирки. Только за последний год Полосины продали две тонны чак-чака.

Хороший пример комплексного подхода в продвижении представил Георгий Васьков, директор по развитию компании «Мармеладная сказка» в Тверской области. Бизнес начинался с производства натурального продукта без красителей и консервантов. В 2017 году решили создать еще и музей мармелада. Имиджевая акция неожиданно превратилась в коммерческую: посещение музея бесплатное, но он начал приносить ощутимую прибыль. Теперь тут два экскурсовода, аниматоры, есть и даже «скульпторы» по мармеладу, которые изготавливают штучные изделия на заказ. В 2017 году «Мармеладная сказка» получила право на использование символики Твери в своих товарах.

Украшения и аксессуары – конек многих «выстреливших» сувенирных стартапов. Например, в Торжке, уяснив, что дорогие панно почти никто не покупает, догадались сделать ставку на расшитые золотом тканевые браслеты. Пробную партию запустили одновременно с турами по музею фабрики «Торжокские золотошвеи». Директор музеев Владимир Привалов рассказал, что также стали популярными мастер-классы по золотому шитью, где турист получает собственноручно изготовленный сувенир и даже сертификат к нему. Стоит занятие недорого – 200-500 рублей, и народ пошел: за 2017 год в мастер-классах поучаствовали 10 тысяч человек.

Если в одиночку продвигать сувениры непросто, кому-то нужно набраться смелости и объединить коллег, пусть даже это конкуренты. Удачный пример – Центр декоративно-прикладного искусства Удмуртии, опытом которого поделился его представитель Алексей Даутов. Организация провела 540 этнографических экспедиций и теперь совместно представляет интересы центров ремесел 24 округов республики. Так, именно центр надоумил ткачей переключиться с громоздких панно на изделия вроде галстуков ручной работы, упаковывать пряники в берестяные коробки или найти применение в быту кованым изделиям местных кузнецов: «Мы пытаемся понять, кто из мастеров что умеет, а потом решаем, как сформировать заказ, как преподнести и кому его предложить», – пояснил г-н Даутов. Из недавних решений – изготовление в Ижевске миниатюрной модели автомата Калашникова. Занимается центр и созданием «легенды» к каждому сувениру.

Еще один успешный «сувенирный альянс» – гастрономический проект «Русские сласти». Его автор Марина Холохолова в 2017 году проехала более 50 городов и сел, чтобы отобрать оригинальные и вкусные сладости, из которых сформировали наборы-ассорти. Например, в один такой набор может попасть чай из Казани, лавандовый сироп из Крыма, рязанский шоколад и тверской мармелад. Теперь «Русские сласти» рассылают подарочные наборы по всей стране.

Но «сувениры с доставкой» ориентированы, скорее, на корпорантов. Обычных путешественников надо, наоборот, привезти к сувенирам. И здесь не обойтись без помощи турбизнеса. Руководитель координационного центра проекта «Узоры городов России» Елена Сургуладзе посетовала, что производители сувениров и деятели туриндустрии непозволительно мало контактируют. Чаще всего дело сводится к фразе «вот магазин, у вас десять минут». А туриста нужно настроить на покупку, заинтриговать, рассказать о местных «специалитетах». «Чтобы не получалось, что китайцы в Вологде покупают продукцию Палеха, как это сегодня нередко бывает», – отметила г-жа Сургуладзе.

 

Кристина Голубева, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно