Пегас с 18 октября

«Если отрасль начнет работать 1 июня, есть все основания считать, что сезон состоится»

Возврат денежных средств туристам не ранее конца 2020 года и льготное кредитование туркомпаний под гарантии государства – вот ключевые меры, которые могут спасти российский туристический рынок, считает коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах. Об этом эксперт рассказала в рамках антикризисного онлайн-интенсива для турагентств, туроператоров и отельеров, организованного Комитетом по туризму Москвы и порталом Profi.Travel.

«Мы все находимся в одной лодке. Бессмысленно искать виноватых – все связаны, все с осени активно инвестировали в летний сезон. Средства, полученные по акции раннего бронирования, направлялись в отели, авиакомпании. Отели, в свою очередь, вкладывали деньги в реновацию и расширение сервисов. Агенты и операторы также вложились в развитие своих компаний – в обучение персонала, оборудование», – говорит Оксана Булах. Сейчас, по ее словам, очень важно, чтобы каждый участник этой цепочки был максимально корректен по отношению к партнерам.

Особенно тяжело приходится агентам – они общаются непосредственно с туристами, которые обоснованно требуют возврата средств. Прежде всего это касается сегмента дешевых туров, их первыми аннулируют не только на ближайшие даты, но и на октябрь-ноябрь. И людей можно понять, они не уверены, что смогут позволить себе отдых через полгода, поэтому предпочитают вернуть деньги. С другой стороны, очевидно, что сразу и в таких объемах осуществить возврат невозможно.

При этом турфирмы попадают в вилку. Отели приостановили деятельность и не принимают туристов до 1 июня, но авиакомпании летают, и аннуляции пакетных туров чаще всего происходят по правилам тарифа, по которому были приобретены билеты. «Впрочем, авиаперевозчики начинают взаимодействовать по-человечески, выдают сертификаты пассажирам напрямую или на счета агентов, через которые бронировались билеты. Позже можно будет использовать денежные средства на другие полеты. Но мы сталкиваемся и со стопроцентными удержаниями средств за билеты, которые очень сложно объяснить туристу».

Сейчас много говорится о помощи туротрасли в этой непростой ситуации. Г-жа Булах привела в пример принятые в Европе решения, которые могли бы спасти и российский рынок: сохранение денежных средств туристов в виде депозитов, выдача сертификатов на будущие путешествия либо возврат средств по истечении определенного срока. Например, во Франции это 18 месяцев, в Германии – до конца 2021 года.

Спасти турбизнес может и льготное кредитование на выгодных условиях под гарантии государства, однако пока эта мера не работает. «Фактически кредиты никому не подтверждают, так как туризм входит в зону высоко рискованной сферы бизнеса. Надеемся, нас услышат, и эти жизненно необходимые меры будут не только обсуждаться, но и действовать. Кредитные средства необходимы нам не только на зарплату сотрудникам, но и на ведение операционной деятельности, в том числе на предоплату отелям».

Оксана Булах уверена, что с путешествий по России ограничения снимут раньше, чем с выездного туризма. И если отрасль начнет работать 1 июня, есть все основания считать, что сезон состоится. «Думаю, внутренний поток восстановится быстро, потому что предыдущие летние сезоны были успешны и интерес к нашим курортам естественный, а не искусственно созданный за счет закрытия границ».

Пока многие объекты, открывшие продажи на 2021 год, сохранили расценки этого года. Но все будет зависеть от активности спроса. Последние годы многие отели, особенно крупные, перешли на систему динамического ценообразования. Если спрос быстро восстановится, начнется и постепенный рост цен. Многое зависит и от роста цен у поставщиков, ведь они тоже несут убытки. «Надеемся, что к сезону поставщики успокоятся. Все понимают, что очень важно сохранить сезон. Иначе потом отрасли будет сложно восстановиться», – отметила эксперт.

Отвечая на вопрос слушателей, смогут ли гостиницы сохранить качество сервиса, Оксана Булах сказала, что отельеры понимают, насколько это важно: «В период кризиса снижается платежеспособность населения, клиенты становятся требовательнее к сочетанию цены и качества. Думаю, большинство отелей сделает все, чтобы сохранить сервисы и даже повысить уровень обслуживания».

Агентов также интересовала возможность организации массовыми операторами чартерных программ на внутреннем рынке. Оксана Булах напомнила, что история чартеров на российские курорты в предыдущие годы не была успешной. Как правило, там, где конкурируют регулярка и чартеры, регулярные рейсы чаще всего оказываются более выгодными. «Сегодня у авиакомпаний простаивают суда, и как только с перелетов по стране снимут ограничения, перевозчики поставят максимально возможное количество рейсов, чтобы минимизировать убытки. Если в этих условиях выездные операторы решатся на чартерные рейсы, скорее всего, начнутся демпинговые войны. Возможно, от этого выиграют потребители, но не игроки».

Среди востребованных предстоящим летом регионов эксперт назвала черноморское побережье, где лидировать предсказуемо будут Сочи и Анапа. Также ожидается всплеск интереса россиян к отдыху в своих или соседних регионах. Последнее связано с тем, что люди финансово не будут готовы лететь на морские курорты. «Однозначно повысится спрос на санатории, в том числе оздоровительные программы антистресс, восстановление иммунитета и снижение веса. Самоизоляция для многих из нас не пройдет бесследно», – заключила г-жа Булах.

Наталья Панферова, RATA-news