Туристические объединения Крыма просят помощи у федеральной власти
На фоне бодрых рапортов о высокой загрузке крымских отелей на майские праздники местные туристические объединения просят правительство принять экстренные меры для поддержки курортного сезона на полуострове.
Министерство курортов и туризма Крыма 11 мая сообщило, что республику с 29 апреля по 10 мая посетило более 333 тыс. человек, что на 10% больше, чем за тот же период в допандемийном 2019 году. Большинство гостей приехали на автомобилях, а число прибывших железнодорожным транспортом увеличилось в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Глава регионального отделения Российского союза туриндустрии в Крыму и Севастополе Борис Зелинский считает ситуацию с загрузкой на майские праздники далекой от этих цифр. В связи с отсутствием авиасообщения и дефицитом мест на железнодорожном транспорте местные объекты размещения столкнулись с большим падением количества заявок. Многие отели не смогли открыться в мае, а те, кто открылся, работают с низкой загрузкой.
«Откуда взялись нынешние цифры, понять трудно, – сказал он RATA-news. – Очевидно, что два поезда в день никак не могли компенсировать отсутствие 60-70 ежедневных авиарейсов на полуостров. Мы общаемся со многими отелями на разных побережьях Крыма, с частным сектором, транспортниками, экскурсионными бюро – и получаем объективную картину: средняя загрузка отелей на майские не превысила 20-30%. Да, есть и более удачливые объекты, но таких единицы».
С коллегами согласны в ассоциации «Туристический альянс Крыма». «Вынуждены признать, что ситуация далеко не радужная. Мы собрали данные с отелей в разных районах полуострова – на майские праздники по многим объектам размещения загрузка составила 20%. По летним месяцам показатель сейчас не более 40% и прослеживается активная тенденция к аннуляции туров, связанная со сложностями логистики. Туристы получают от авиакомпаний сообщения об отмене рейсов и возврате денег за билеты. И им приходится решать – отказаться ли от брони отеля и выбрать другое направление или подождать», – говорит президент ассоциации Андрей Пылов.
По данным руководителей экскурсионных компаний, количество проданных билетов в майские праздники не превышало 60 штук в день. В мае 2021 года этот показатель был в семь раз больше.
Бронирование крымских отелей на лето, по словам Бориса Зелинского, упало в пять раз по сравнению с прошлым годом. «При этом мы практически потеряли организованного туриста. Чартерные цепочки, выстроенные туроператорами в последние годы, позволяли компоновать пакетные туры из всех регионов по доступным ценам и давать действительно большой въездной поток. Этот сегмент исчез», – говорит он.
Крымские отели начали снижать цены, сокращать персонал. «В любом случае, сейчас уже не набирают дополнительный штат на высокий сезон, как прежде. Отельеры не уверены, что он потребуется, ведь если год назад в это время гостиницы на июнь были предварительно забронированы уже на 80%, а на июль-август на 90%, то сейчас бронирования на июнь не превышают 10-20%, а на июль-август – 20-30%, и это оптимистические оценки», – пояснил Борис Зелинский.
Учитывая сложившуюся ситуацию, региональное отделение РСТ и «Туристический альянс Крыма» обратились с письмами к правительствам Крыма и России с просьбой принять экстренные меры для поддержки курортного сезона на полуострове.
В отраслевых общественных организациях считают необходимым в отсутствие авиарейсов возобновить программу кэшбэка для Крыма и Севастополя. Важно также значительно увеличить количество железнодорожных перевозок из регионов в Крым и подключить для решения этой проблемы ОАО «РЖД».
Необходимо поддержать предприятия малого и среднего бизнеса в сфере туризма, в частности, предоставить безвозмездную финансовую помощь в размере МРОТ на одного сотрудника в период с 1 апреля 2022 года.
Генеральный директор управляющей компании Atelika Hotel Group Алексей Высоканов полагает, что такая помощь региону была бы вполне своевременна. «Кэшбэк, на мой взгляд, оживит продажи. Спрос на Крым был очень хорошим, но затормозился после 24 февраля, затем получил мощный стимул в виде кэшбэка и снова замер с окончанием этой акции. Сейчас она была бы к месту, как и для других регионов юга, где закрыты аэропорты», – говорит он.
По словам г-на Высоканова, часть крымских курортов и отелей стояли пустые или полупустые. «Например, Алушта была практически пустая. В том числе наша вилла «Карасан» 4*, все бронирования были отменены. Причина – отсутствие авиаперевозки и нехватка железнодорожных билетов. Общий спад бронирований по Крыму мы оцениваем в 50%», – пояснил он RATA-news.
«У нас нет данных для сравнения с 2019 годом, но по отношению к прошлому году загрузка просела на 50%. Бронирования на лето также заметно отстают», – подтверждает генеральный директор компании «Алеан» Илья Уманский.
Как сложится сезон, сказать трудно. По мнению г-на Уманского, загрузка на майские праздники не дает достаточно оснований строить прогнозы на лето: «Далеко не все туристы могли себе позволить объединить праздники и поехать на десять дней, в основном брали по 3-4 дня. Понятно, что в таком случае 1,5-2 дня добираться до курорта просто нецелесообразно. Летом люди отправляются в Крым на более длительный срок, соответственно и на дорогу готовы тратить больше времени».
По словам генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, решить проблему спроса на Крым поможет программа «авиазамещения» – наращивания перевозки по всем каналам: по железной дороге, на личном транспорте, на автобусах. Чтобы облегчить прохождение автотранспорта, надо остановить ремонтные работы на дорогах до осени. В прошлом году 60-62% туристов посетили Крым на личном автомобиле. В этом году, по словам г-на Ромашкина, доля автомобилистов может вырасти до 70-80%.
Илья Уманский считает, что крымский сезон еще не потерян: «Очевидно, что майские праздники продемонстрировали проблему, ее надо решать. Сейчас есть на это время. Вряд ли мы в этом году сможем рассчитывать на такой же удачный сезон, как год назад. Но есть надежда, что отсутствие летних броней и аннуляции, которые мы наблюдаем сейчас, могут быть затем компенсированы бронированиями, сделанными накануне поездки, что уже стало тенденцией. Тем более что на внутреннем рынке ощущается огромный отложенный спрос».
Светлана Ставцева, RATA-news