Интурмаркет с 1 октября

ФАС потребовала от Booking.com исключить из договоров требование о паритете цен

Федеральная антимонопольная служба 12 ноября предупредила компанию Booking.com о необходимости прекратить действия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Признаки злоупотребления доминирующим положением выразились в навязывании гостиницам, хостелам и другим средствам размещения невыгодных условий обязательного соблюдения паритета цен и номеров, а также условий взаимодействия с закрытыми группами пользователей.

Предупреждение содержит требование в месячный срок исключить из соглашений с российскими лицами, предоставляющими услуги размещения, требования о паритете цен и номеров в отношении третьих лиц.

ФАС России считает, что применение условий о паритете, в соответствии с которыми цена на размещение на любом ресурсе – онлайн и офлайн, включая порталы других агрегаторов, туроператоров и турагентств, не может быть ниже, чем на Booking.com, приводит к ограничению, устранению конкуренции на рынке.

С предложением рассмотреть вопрос о необходимости отказаться от требования «паритета цен» в договорах с гостиницами Российский союз туриндустрии (РСТ) и Российская гостиничная ассоциация (РГА) выступали неоднократно. В частности, это обсуждалось на встрече с руководством Booking.com еще в прошлом году. Об этом же шла речь в письме РСТ и РГА руководителю ФАС Игорю Артемьеву, направленном 24 апреля 2019 года, и на заседании комиссии РСПП по туриндустрии, состоявшемся 19 апреля с.г. с участием начальника управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елены Заевой и регионального директора Booking.com по странам Восточной Европы Алексея Матюшкина.

Еще раньше, в апреле 2018 года с инициативой ограничить определенные функции этого сервиса и строже регулировать деятельность международной корпорации-монополиста выступил член правления РСТ, генеральный директор компании «Свой ТС» Сергей Войтович. В феврале нынешнего года с предложением проверить Booking.com на предмет действующего законодательства в ФАС обратилась «Опора России».

Комментируя заявление ФАС, президент РСТ Сергей Шпилько выразил признательность регулятору за принятое решение. «Надеюсь, что сервис не будет оспаривать позицию надзорного ведомства, доводить дело до предписаний и штрафных санкций, а выполнит требование в установленные сроки, – сказал г-н Шпилько RATA-news. – Конечно, придется вносить изменения во множество договоров. Но речь идет, в основном, о типовых документах, оформленных на основе публичной оферты в режиме электронного документооборота. Отельеры в таких поправках заинтересованы, так, что не стоит затягивать процесс».

Вообще обращения туриндустрии к Booking.com по поводу отмены паритета цен начали поступать еще в 2015 году. «Если бы сервис бронирования тогда же прислушался к этому мнению и самостоятельно отменил злополучный пункт в договорах с гостиницами, то создал бы позитивный информационный повод и получил дополнительное конкурентное преимущество. А теперь события развиваются в ином ключе. Впрочем, остальные системы онлайн-бронирования отелей будут вынуждены в целях сохранения конкурентоспособности также отменить соответствующий пункт в договорах со средствами размещения», – считает Сергей Шпилько.

Записанное в договорах с отелями требование о паритете цен позволяет Booking.com предоставлять пользователям гарантию лучшей цены, подразумевающую, что более низкая стоимость аналогичного номера с теми же датами заезда и условиями бронирования найдена быть не может. За нарушение этого требования сервис понижает место гостиницы в общем рейтинге ранжирования и динамика бронирования в ней сокращается. При систематическом нарушении Booking.com прекращает сотрудничество с отелем.

Одновременно в цену оказывается заложена комиссия сервиса, минимальный размер которой достигает 15%. Отели не могут продавать номера дешевле на собственных сайтах.

Но и прекращение сотрудничества с Booking.com для гостиниц проблематично. На долю этого сервиса, по данным Travelline, в 2018 году пришлось 67,6% в структуре общих запросов. Такая доля делает положение Booking.com на российском рынке монопольным. Следовательно деятельность этой компании должна регулироваться законом о защите конкуренции.