Интурмаркет с 1 октября

Российским санаториям стоит поторопиться в борьбе за потенциальных клиентов

В России есть качественные санатории и курорты, есть и спрос на такой отдых. Но большинство отечественных санаториев пока с трудом находят дорогу к своему потенциальному потребителю, не умея не только правильно диверсифицировать свой традиционный продукт, но даже просто грамотно себя рекламировать. В этом плане интересен опыт алтайского курорта «Белокуриха», который сумел свой многолетний советский опыт встроить в новые реалии. Именно там 5-7 декабря состоялась международная конференция по формированию турпродукта курортных территорий, организованная Ростуризмом и администрацией Алтайского края.

Эта конференция – второе из семи мероприятий, запланированных Ростуризмом на декабрь 2011 года в разных регионах России для продвижения внутреннего туризма. В программу алтайской конференции вошли круглые столы «Новые сегменты рынка лечебно-оздоровительного туризма» и «Проблемы продвижения санаторно-курортного комплекса на внутренний и международный рынки». Одновременно состоялось межрегиональное совещание по реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы» на территории Сибирского и Уральского федеральных округов.

Алтайский край – одно из уникальных мест в нашей стране. Согласно действующим стандартам курортологии и физиотерапии, Алтай относится к числу территорий 1 ранга, то есть, максимально благоприятных для лечения и оздоровления. Природа действительно эти места не обделила – озера, лечебные грязи, минеральные источники, бурные реки, горные луга. От горных трав берут свою силу маралы – их молодые рога, панты, издавна ценятся как целебные. В не меньшем почете знаменитый горный алтайский мед – еще один источник здоровья.

Учитывая такое природное богатство и удаленность от загрязненных промышленных зон, Алтайский край считается одним из самых перспективных регионов России в плане развития оздоровительного туризма. Тем более, он уже располагает приличной гостиничной и санаторной базой, частично доставшейся в наследство от советского времени, частично – появившейся в последние годы. Всего на территории края 550 различных средств размещения более чем на 46 тыс. человек. Из них 45 – санатории, которые могут единовременно принять 8 тыс. отдыхающих.

Самые популярные – курорт Белокуриха, который один вмещает почти 5 тыс. человек, санатории Барнаула, Бийского и Алтайского районов, а также соленые озера степного Алтая. Белокуриха, которая считается лучшим курортом России за Уралом, обладает рядом неоспоримых достоинств. Это – самый мягкий во всей Сибири климат, экология, а главное, радоновые воды. Радоном лечат во многих санаториях России, но лишь в Белокурихе он естественного происхождения.

Как рассказал на конференции заместитель губернатора Алтайского края Михаил Щетинин, сейчас в регионе идет активное формирование новых бальнеологических курортов на базе горько-соленого озера Большое Яровое, а также озер в Завьяловском районе степной части Алтая. Эти места иначе как уникальными не назовешь. Например, на территории Завьяловского района находится не менее 330 различных по величине озер, многие из которых обладают редчайшим набором минеральных веществ и грязей. На озерах ежегодно отдыхают тысячи россиян, но есть возможности для дальнейшего совершенствования и роста. Эти районы включены в федеральную целевую программу развития туризма

Новое развитие, по словам Михаила Щетинина, получит и Белокуриха. Во-первых, здесь и впредь, наравне с лечением, будет создаваться все больше возможностей для обычного отдыха и досуга. Одно из перспективных направлений развития курорта – горнолыжный комплекс «Благодать». Во-вторых, в рамках ФЦП начата реализация инвестиционного проекта по созданию туристско-рекреационного кластера «Белокуриха», которую в народе чаще называют просто «Белокуриха-2». Предполагается, что в течение 2011-2016 годов на этой территории, расположенной в степи примерно в 15 км от основного курорта, появятся 9 туристических, санаторных и гостиничных комплексов. По словам г-на Щетинина, новый курорт сможет принимать до 3 тыс. отдыхающих одновременно.

Место для «Белокурихи-2» выбрано не случайно – еще 20 лет назад тут обнаружили крупное месторождение вод, богатых радоном, превосходящее по качеству и силе источник в основной Белокурихе. Тогда его законсервировали до «лучших времен», которые, похоже, все-таки наступили. Пока здесь, правда, нет ничего, что говорило бы о будущем туристическом центре. Однако дорога строится, в этом мы могли убедиться лично. Причем, довольно быстрыми темпами, как рассказали журналистам местные жители.

Несмотря на то, что Белокуриха относится к наиболее успешным российским санаторно-курортным центрам, свои проблемы есть и у нее. Начать хотя бы с того, что, будучи федеральным курортом, она по сути таковой может считаться лишь с натяжкой. Пока сюда могут добраться лишь жители ближайших с Алтайским краем регионов – Новосибирска, Кемерово, Иркутска, а также ближнего зарубежья и стран Центральной Азии. На них приходится более 70% всех отдыхающих на этом курорте. Для остальных, особенно тех, кто живет в Центральной России, Белокуриха почти недоступна из-за высокой стоимости перелета.

По словам Михаила Щетинина, в руководстве края понимают, что для привлечения отдыхающих из европейской части России необходимо снизить тарифы на перевозки. «Мы ведем в этом направлении активную работу с Ростуризмом, с Минэкономразвития и непосредственно с авиаперевозчиками, – ответил г-н Щетинин на вопрос корреспондента RATA-news. – Надеемся, что нас поддержит федеральная власть». Но, учитывая сложность решения в нашем государстве таких вечных вопросов, как авиатарифы, вряд ли стоит ждать быстрых изменений в стоимости перелета. А это значит, что россияне из европейской части страны, решившие поправить свое здоровье, по-прежнему будут ездить на курорты Венгрии, Чехии, Румынии, а также Швейцарии, Германии. Причем, не обязательно из соображений удобства или стоимости, а еще и потому, что о курортах этих стран, возможно, гораздо более скромных, чем Белокуриха, но зато хорошо рекламируемых уже многие годы в России, они знают гораздо больше.

Правда, Белокуриху и другие курорты Алтайского края вопросы загрузки не сильно беспокоят – они действительно очень популярны у жителей Зауралья, так что на нехватку отдыхающих здесь не жалуются. В большинстве же остальных санаториев и курортов, которых в России насчитывается более 2 тысяч, ситуация сложнее. По словам генерального директора компании «Алеан» Ильи Уманского, средняя загрузка в них не превышает 60%: «Советская система здравоохранения и профилактики обеспечивала ровный приток отдыхающих в течение всего года. Сейчас большинство санаториев такую загрузку обеспечить не могут. Теряя клиентов, многие вынуждены закрываться на зиму».

Илья Уманский уверен, что главная причина – в недостаточной информированности россиян о возможностях отдыха в отечественных санаториях и лечебницах. «Часто, показывая своим туристам ролики или слайды о лечебной базе в каком-то из российских санаториев, мы сталкиваемся с удивлением и даже недоверием, что это вообще может быть в России. Люди, особенно в возрасте 30-45 лет, готовы отдыхать и лечиться у себя в стране, но слишком мало об этом знают. Не хватает, с одной стороны, общей популяризации оздоровления в российских санаториях, с другой – объективной информации о плюсах и минусах лечения в конкретном санатории», – сказал г-н Уманский. Вице-президент Федерации рестораторов и хотельеров Вадим Прасов считает, что реклама санаторно-курортного лечения в России должна проводиться централизованно и подкрепляться общей идеей оздоровления и правильного образа жизни. «Но для того, чтобы россияне поехали на наши курорты, необходимо «подтянуть» основную массу санаториев если не до европейских звезд, то хотя бы современных представлений о комфорте», – заметил г-н Прасов. В любом случае, по словам Ильи Уманского, «надо торопиться», ведь, как показывает опыт, тех туристов, которые съездили на зарубежные курорты, потом на российские бывает вернуть очень трудно.

 

Светлана Ставцева, RATA-news