Тревелпорт

Тихая радость Оптиной пустыни

В рамках Недели русского паломничества, организованной паломнической службой «Радонеж» с благословения патриарха Кирилла, состоялась поездка по монастырям Московской и Калужской областей.

В 2 километрах от древнего города Козельска, прославившегося несгибаемостью своих жителей во время осады его войсками хана Батыя в 1238 году, находится один из главных духовных центров России – Оптина пустынь. Официальное ее название – Свято-Веденский Макарьевский ставропигиальный монастырь Оптина пустынь (фото).

Оптина – один из древнейших русских монастырей, основанный, предположительно, в конце XIV века. Легенда гласит, что сюда, в глухие леса, на берег полноводной реки Жиздры, пришел отмаливать грехи жестокосердный разбойник Опта, принявший в иночестве имя Макарий. Вплоть до конца XVIII века монастырь не мог похвастать ни многочисленностью братии, ни богатством ризницы, ни тучностью земель. Во времена Петра I пустынь настолько захирела, что её даже решили было упразднить, но потом, по прошению, все же восстановили. Впрочем, это мало помогло, к 1773 году в ней все равно осталось всего два монаха, и те – глубокие старики.

Та Оптина, которую мы знаем сегодня, родилась в 1821 году, когда митрополит Киевский Филарет, бывший тогда епископом Калужским, решил обустроить в монастыре скит. Ныне – это знаменитый скит Святого Иоанна Предтечи. Первым «пустынником» (так называли тех, кто многие годы проводили в совершеннейшем уединении) стал схимонах Иоанникий. Основателем же оптинского «старчества» почитается иеросхимонах Лев.

Само понятие «старчество» возникло на заре христианства, став постепенно весьма заметным явлением в православной жизни. Суть его в духовном руководстве, которое берут на себя старцы по отношению к тем, кто менее опытен в делах веры. При этом быть старцем вовсе не означает быть пожилым человеком. Известны случаи, когда духовными отцами и монахов, и мирян разного пола и возраста становились совсем молодые люди. На Руси одними из первых таких наставников считаются преподобные Феодосий Печерский (XI век) и Сергий Радонежский (XIV век). Они обладали даром прозорливости и представлялись русским православным посредниками между Богом и людьми.

На Руси старчество отличалось от родоначального византийского типа, характерными чертами которого были келейное затворничество и общение только с учениками-иноками. В России и в первую очередь в Оптиной пустыни старцы были отцами и учителями для всего народа. В Оптиной строили целые корпуса для приезжающих мирян. И старцы принимали их от зари до зари. За советом, помощью и просто умными беседами сюда приходили и Гоголь, и Достоевский, и Лев Толстой. Перечитайте «Отца Сергия», Толстой написал его на основе своих впечатлений от посещения Оптиной путыни. Прямым прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» стал старец Амвросий. Тот самый, который последние 10 лет своей жизни содержал и благоустраивал женскую общину в Шамордино. К его келье в скиту и сейчас идет и идет народ (фото).

Сегодня старцев, во всяком случае, в традиционном понимании, в пустыни нет. Советская власть не пощадила никого. Но есть новомученики. В 1993 году в день Пасхи сатанист убил, зарезал самодельным ножом, трех оптинских монахов. Иноков Трофима и Ферапонта смерть настигла здесь (фото), когда они звонили в колокола (колокольня тогда ещё не была восстановлена).

А иеромонаха Василия у ворот, ведущих в скит. Он шел исповедовать живущих там монахов. На месте их погребения выстроена каменная часовня. К крестам над их могилами люди несут и несут записки с просьбами – и получают по молитвам. Неистовая наша вера в чудо превратила часовню в своего рода русскую Стену плача (фото).

 

В январе 1918 года Оптину пустынь закрыли. До весны 1923 года монастырь ещё держался под видом сельскохозяйственной артели, но потом и ее аннулировали. Обитель перешла в ведение Главнауки под именем «Музей Оптина пустынь» как исторический памятник. В 1939-1940 годах в ней содержались около 2,5 тыс. польских военнопленных. Многих из них позже расстреляли. Русской православной церкви монастырь вернули в 1987 году. Сегодня эта намоленная обитель вновь ухожена и облагоображена.

Самым древним монастырским храмом является церковь во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы (фото). Строительство ее на месте деревянной началось в 1689 году. В ней можно приложиться к мощам преподобных старцев Амвросия и Нектария.

 

В восстановленном на месте полностью разрушенного в советские годы храме во имя Владимирской иконы Божьей матери (фото) покоятся мощи целого сонма оптинских старцев. В нём ежедневно проходят службы, обращенные к собору оптинских святых.

В Оптиной пустыни сегодня очень много паломников, летом в выходные дни она принимает в день до 200 автобусов. Для тех, кто остается ни на один день, выстроены два гостевых дома похожих на деревенские избы и несколько гостиниц (фото).

 

Комнаты рассчитаны на 10 человек, двухъярусные кровати, удобства, причем, только туалет, на этаже.

Кстати, вот так выглядел первый дом для богомольцев, появившийся после возвращения пустыни в лоно церкви – самый обыкновенный старый вагон (фото). В нем и сегодня размещаются люди.

В Козельске, находящемся примерно в 40 минутах езды от монастыря, гостиниц нет. Ближайший комфортабельный отель – «Калинов куст», стоит у Сухиничей, примерно в 30 км от монастыря. Рассчитана она, главным образом, на дальнобойщиков. Но, проверено на собственном опыте, мужики ведут себя вполне благопристойно, не шумят. Номера в отеле небольшие, но всем необходимым оборудованы – сантехника, кровать, шкаф, вешалки, тумбочка. Питание без особых изысков, но обильное и вкусное, особенно хороша выпечка. (Любовь Булгакова, RATA-news. Фото автора и с сайта монастыря)