Тревелпорт

Еще есть возможность повлиять на законопроект, который способен разрушить турбизнес

Совет Госдумы рассмотрел в декабре проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации». Затем его направили в региональные органы государственной законодательной и исполнительной власти с целью получения отзывов. Для представителей регионального турбизнеса это – реальная возможность обозначить свою точку зрения на положения законопроекта, предложить варианты решения отраслевых проблем.

Российский союз туриндустрии призывает участников рынка вместе с региональными органами власти подключиться к подготовке отзывов на законопроект, который может разрушить турбизнес! РСТ готов оказывать всю необходимую консультационную помощь.

Напомним, что РСТ еще до рассмотрения законопроекта в Государственной думе направил обращение к председателю Госдумы Сергею Нарышкину. Аналогичные письма были направлены в Торгово-промышленную палату, Российский союз промышленников и предпринимателей, Федеральную антимонопольную службу РФ и другие государственные и общественные организации. В них четко сформулирована позиция туристического сообщества по законопроекту. Многие предлагаемые изменения нашли у представителей турбизнеса полное понимание. В том числе:

- запрет на осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в Едином федеральном реестре туроператоров;

- введение требований к деловой репутации для замещения должности руководителя туроператора, его заместителя и главного бухгалтера;

- требование выдачи в составе турпакета электронного пассажирского билета, который подтверждает право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно, либо по иному маршруту, согласованному в договоре о реализации туристского продукта, а также документа о бронировании гостиницы или иного средства размещения;

- введение обязанности туроператора при заключении договора о реализации турпродукта в сфере выездного туризма письменно информировать туриста о возможности добровольного страхования своих финансовых рисков, связанных с неисполнением туроператором своих обязательств по договору.

Турбизнес согласен также с рядом других положений законопроекта, в том числе регулирующих особенности обмена информацией в электронной форме, требования к договору страхования и иным договорам, заключаемым для целей организации воздушной перевозки туристов.

В то же время отрасль не готова поддержать изменения, направленные на кардинальное увеличение финансовой нагрузки на турбизнес, тем более без дифференциации ее в зависимости от объемов реализации турпродукта и особенностей туроператорской деятельности. Есть также целый ряд других новаций, не имеющих механизмов реализации и носящих явно декларативный характер. Это, в частности, положения пункта 17 статьи 1 законопроекта по увеличению минимального размера финансового обеспечения до 50 млн. руб. для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма. В большинстве отзывов и замечаний, полученных РСТ от представителей турфирм и отраслевых общественных организаций, они признаны избыточными и экономически необоснованными, так как могут предназначаться только для туроператоров, общая цена турпродукта которых превышает выше 1,6 млрд. рублей. Таким образом, возможность туроператорской деятельности для малого и среднего бизнеса, особенно нишевых компаний, работающих в регионах и приграничных районах, фактически исключается. Трудно реализуемой представляется и норма фингарантий в объеме 3% от общей годовой цены турпродукта – она, по мнению экспертов страхового и туристического рынка, не должна превышать 1,5-2%.

Как избыточный для большинства туристических предприятий малого бизнеса выглядит и предложенный в подпункте а), пункте 15 статьи 1 законопроекта порядок формирования резервного фонда за счет фиксированных взносов в минимальном размере 100 тыс. рублей. Предлагается оставить действующую норму по размеру взноса, дополнив ее предложением по снижению минимального взноса до 60 тыс. рублей. В то же время отмечается явная диспропорция в размере отчислений для крупных туроператоров, обслуживающих более 500 тыс. туристов и имеющих взнос лишь в 500 тыс. рублей.

Отрасль в целом одобряет идею развития механизмов персональной ответственности выездных операторов. Но введение предлагаемого фонда персональной ответственности туроператоров будет губительным для абсолютного их числа. Для туроператоров, только начинающих свою деятельность, размер фонда планируется в 30 млн. рублей, исходя из расчета 100 рублей с одного туриста, а это значит, он должен обслужить не менее 300 тыс. туристов в год с общей годовой ценой турпродукта более 10 млрд. рублей. Такой порог входа на рынок абсолютно непреодолим, причем не только для среднего и малого бизнеса: даже среди действующих туроператоров соответствовать такому требованию смогут не более 20.

Кроме того, отчисления в фонд планируется собирать ежегодно до достижения ожидаемой общей годовой цены турпродукта. Это явно избыточно, ведь персональный фонд расходуется только для оказания экстренной помощи туристам, находящимся за рубежом. А они составляют обычно не более 30-40% от общего числа клиентов компании и в совершенно определенные периоды времени – как правило, в течение месяца, что с учетом годового оборота должно составить лишь 10-12% от общего числа обслуженных туристов. Например, для туроператоров с годовым обслуживанием 120 тыс. туристов необходимы средства для оказания помощи 3-4 тыс. туристам, а не всем, как предлагается. Столь же необоснованным в отрасли считают предложение об исключении туроператора из реестра, если фактические результаты его деятельности будут выше прогнозного показателя предыдущего года на 10 и более процентов.

Турбизнес не согласен также с возможным исключением из действующего отраслевого закона положений о реализации турагентством от своего имени продукта, сформированного туроператором. Схема работы только «от имени и по поручению» туроператора до сих пор практически не применялась из-за ее очевидных отрицательных последствий для участников рынка. Новый подход стимулирует уход из сферы законодательного регулирования значительного числа розничных продавцов турпродукта. Большинство мелких и средних агентств вынуждены будут просто прекратить свое существование, соответственно снизится конкуренция на рынке, ограничится возможность выбора турпродукта потребителем. И вряд ли при этом повысится правовая защищенность потребителей. Похожие предложения уже обсуждались в рамках законодательных инициатив правительства РФ в 2011 году и были отклонены.

При этом у туроператоров, применяющих упрощенную систему налогообложения, все предлагаемые в законопроекте затраты по финансовому обеспечению ответственности, договору о реализации турпродукта и взносам в фонды «Турпомощи» не учитываются в составе расходов при расчете налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Совершение же этих расходов из прибыли приведет к неминуемому банкротству большинства туроператоров-«упрощенцев» в сфере выездного туризма. В РСТ уверены, что изменения по отнесению затрат туроператора на расходы в целях расчета единого налога должны вноситься не в законопроект, как это предлагается, а в Налоговый кодекс РФ. Эти и другие предложения требуют более тщательной проработки и анализа последствий таких изменений и возможности практической реализации.

Времени для того, чтобы высказать точку зрения отрасли, совсем немного! Отзывы и заключения необходимо предоставить в Госдуму до 22 января 2015 года. Копии отзывов РСТ ждет по адресу rata@rata.ru.

 

Светлана Ставцева, RATA-news