Интурмаркет с 1 октября

№5228

Станут ли ковидные паспорта пропуском для международных поездок?

Все прошедшие вакцинацию россияне с начала этого года могут получить соответствующий сертификат, оформив его на портале госуслуг. Функционал документа пока ограничен – он лишь подтверждает факт вакцинации. Каким будет реальный спектр его действия, мы можем узнать уже через неделю – к 20 января правительству поручено представить варианты использования таких сертификатов. По тому же пути идут многие другие страны. Если они договорятся, ведение иммунных паспортов позволит возродить международный туризм.

О том, что в России могут быть введены паспорта вакцинированных, Минздрав заявлял еще в декабре прошлого года. А 12 января Владимир Путин поручил правительству, в частности, рассмотреть вопросы о выдаче сертификатов лицам, прошедшим вакцинацию от Covid-19 с использованием российских вакцин, а также о международном признании этих сертификатов для выезда граждан из России, въезда в Россию и пересечения ими государственных границ иностранных государств. Доклад должен быть подготовлен до 20 января 2021 года.

Получить электронный сертификат о прохождении вакцинации можно уже и сейчас – он с 1 января доступен на портале госуслуг. В нем указываются даты процедуры и название вакцины. К концу января, как ожидается, такой сертификат получит уже более миллиона россиян. Одновременно формируется федеральный электронный регистр вакцинированных. К 20 января, когда будет представлен доклад правительства, мы, скорее всего, узнаем детали возможного применения таких сертификатов. Например, ранее Роспотребнадзор сообщал о возможности отмены коронавирусных ограничений для людей, прошедших вакцинацию. В Москве также пообещали вернуть право бесплатного проезда привитым студентам и пенсионерам.

Такой сертификат может стать еще и пропуском для международного туризма. Так считает глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. «Перелеты на самолетах будут либо по системам тестирования, либо по вакцинным паспортам. Это некая реальность, к которой мы придем. Вакцинированные люди несут гораздо меньше риска, поэтому иммунные паспорта, которые сейчас разрабатываются во многих странах, станут частью нашей жизни», – пояснил г-н Дмитриев.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) еще в ноябре предложила для безопасного открытия границ создать медицинский проездной IATA Travel Pass. «Тестирование – это первый ключ к тому, чтобы позволить международные поездки без карантинных мер. Второй ключ – это глобальная информационная инфраструктура, необходимая для безопасного управления, обмена и проверки тестовых данных на их соответствие удостоверениям личности путешественников согласно требованиям пограничного контроля», – сказал гендиректор IATA Александр де Жуньяк. Испытания проездного уже идут, запуск намечен на первый квартал 2021 года.

По пути создания национальных иммунных паспортов идут многие страны. Министерство здравоохранения Израиля с 17 января начало массовую выдачу «зеленых паспортов» тем, кто прошел вакцинацию. Документ призван стимулировать население активно прививаться, он освобождает от необходимости соблюдать карантин при контакте с носителем вируса, позволяет посещать спортивные мероприятия, учреждения культуры, летать на самолетах. Причем, получить такой паспорт могут и переболевшие коронавирусом. А на срок в 72 часа обладателями этих документов станут и те, кто не сделал прививку, но прошел тест на ковид, получив при этом отрицательный результат. Сертификат может быть получен и на английском языке, что важно для выезжающих за границу.

В Европе также обсуждают введение вакцинных паспортов, дающих право на въезд в страны ЕС. В США многие крупные предприятия, как, например, IBM, готовят цифровые иммунные удостоверения.

Идея иммунных паспортов понятна, но как она будет реализована, пока сказать трудно. Вопросов много. Прежде всего, перспективны ли вообще иммунные паспорта, если эффективность вакцинации еще не до конца понятна. Например, Израиль выдает свои «зеленые паспорта» на срок не менее шести месяцев с возможным продлением. Однако сам срок продления пока не установлен – он будет зависеть от эффективности вакцины, которой еще только предстоит себя проявить.

Непонятно, как быть тем, кто не делал прививку, но переболел и имеет отрицательный тест. Кроме того, есть люди, которым вакцинация противопоказана по состоянию здоровья. Не станет ли отсутствие прививки, а значит и сертификата, препятствием, например, для поездок за границу?

Скептики в отношении таких паспортов есть как в России, так и за рубежом. На международном уровне эта идея пока тоже не сильно утвердилась. Всемирная организация здравоохранения, например, поддерживает ведение электронных иммунных паспортов, но считает, что требование их для международных поездок не оправдано ни научно, ни этически. В любом случае, у ВОЗ и других международных организаций пока нет ни готовых решений, ни даже рекомендаций по этим паспортам – все страны действуют исходя из национальных представлений и правил.

Но у ВОЗ и не было раньше такой необходимости: ковид – первая болезнь, которая поразила весь мир. Остановить жизнь и перемещение людей невозможно. И сейчас, когда еще идет борьба с вирусом, и потом, когда она отступит, все равно придется налаживать сообщение между странами и континентами, а для этого нужны общие правила. Чтобы их выработать, страны будут вынуждены выйти за свои национальные рамки.

Возможно, процесс уже пошел. Как сообщил глава РФПИ Кирилл Дмитриев, международные системы, которые создают ковидные паспорта, уже обратились к России с просьбой интегрироваться в их системы, чтобы они стали взаимозамещаемые. И это – хорошая новость. Не так трудно ввести иммунные паспорта, как договориться о международном признании национальных вакцин – ведь это уже вопрос не медицины или туризма, а геополитики.

Светлана Ставцева, RATA-news

«Жигулевская кругосветка» добралась до зимы

В Сочельник 6 января из Самары в Жигулевск отправился туристический поезд «Жигулевская кругосветка в Рождество». Его организовал туроператор «Профцентр» при поддержке Самарской пригородной пассажирской компании.

Рождественский маршрут стал продолжением проекта «Жигулевская кругосветка на поезде», успешно реализованного минувшей осенью. Тогда маршрут вызвал большой отклик, многие туристы захотели повторить поездку зимой.


«В этот раз кризис сыграл заметную роль, народу было меньше, чем в сентябре. В той «кругосветке» приняли участие 402 туриста, сейчас мы набрали 210. Но российские железные дороги нашли возможность поддержать нас и с этим объемом. Маршрут получился замечательный, по-зимнему красивый. Казалось бы, те же места, что и осенью, а впечатления другие. Об этом нам говорили туристы, побывавшие в первой сухопутной кругосветке», – рассказала RATA-news генеральный директор самарской компании «Профцентр» Елена Мартыненко.


На маршруте повторили фишку первого выезда: на полчаса остановились на платформе им. Грушина, откуда открываются живописные виды на волжские просторы. С другой стороны, формат остановки изменили в соответствии с зимним праздником. Было организовано целое представление – захват поезда разбойниками во главе с Бабой-Ягой, встреча гостей на волшебной «Поляне сказок». Кстати, управлял поездом Дед Мороз.


«Все были в восторге, даже взрослые. Несмотря на то, что детских групп в этот раз не было, почти треть поезда занимали дети, которые были с родителями», – пояснила г-жа Мартыненко. По ее словам, мероприятие потребовало длительной подготовки, ведь такого понятия, как «туристическая остановка» в железнодорожном туризме не существует. Надо все рассчитать, внести изменения в расписание, чтобы поезд не перекрыл возможность проезда другим составам. «Да и не просто зимой на станции, рядом с которой почти никто не живет, организовать такое действие, доставить заранее артистов и все подготовить. Когда выехали из Самары, было еще темно, но именно на поляне сказок выглянуло солнце. Мы встретили просто сказочный рассвет над Жигулями», – рассказывает руководитель «Профцентра».

Всю дорогу в поезде туристов развлекали – шла интерактивная программа с конкурсами и призами. Веселые коробейники носили по вагонам лотки со сладостями, угощали выпечкой с местной бещевской вишней.


Поезд прошел по самой живописной части «Жигулевской кругосветки» вдоль панорамных видов реки Волги и Жигулевской ГЭС.


В Жигулевске администрация города устроила туристам праздничную встречу. В центре города были организованы рождественские гуляния, были горячие блины, каток, танцы и представления, а туроператор угощал глинтвейном. Экскурсии были на выбор с прогулкой по городу, мастер-классом по уникальной жигулевской росписи, посещением музея «Самарская Лука», выставочного центра «Жигулевская мозаика», центра реабилитации диких животных «Дом Айболита», горы Отважная. Для детей было организовано сказочное представление театра «Люди и куклы». Туристы побывали в крупнейшем в Поволжье питомнике хаски близ Тольятти.

А экскурсия на гору Отважную была бы невозможна без администрации Жигулевска и национального парка «Самарская Лука». С их помощью доставили туристов на внедорожниках, потому что подъем на гору на автобусе по погодным условиям ГИБДД запретила. На вершине городская администрация устроила еще и сюрприз – чай из самовара.

Основную часть пассажиров составляли местные жители, но были гости из Москвы, Ульяновска и Уфы. Люди уже интересуются, когда «Профцентр» сделает следующий тур. Оператор уже готовит другие форматы путешествия в Жигулевск в рамках «кругосветки».

В составе было четыре вагона разной комфортности, поезд проследовал по удобному расписанию с тремя остановками для посадки туристов. Путевка в вагоне эконом-класса с экскурсиями стоила от 2,4 тысяч рублей.

«Мы развиваем железнодорожный туризм в Самарском регионе уже 9 лет в формате однодневных маршрутов выходного дня, организовали порядка 30 разных турпоездов – для взрослых, детей, событийные. И останавливаться не собираемся. «Жигулевская кругосветка» включена в программу развития туризма и гостеприимства Самарской области на 2021-2025 годы», – сообщила Елена Мартыненко.

Наталья Панферова, RATA-news

Российский инвестор строит роскошный курорт в Греции

В среду, 13 января, в Правительственном вестнике Греции опубликовано совместное решение, которое подписали министры окружающей среды и энергетики, судоходства и островной политики, туризма, а также заместитель министра развития и инвестиций. Документом утвержден инвестиционный план «Строительство и эксплуатация роскошного туристического объекта VIP Exclusive Club на острове Скорпиос».

Единственный инвестор проекта – Дмитрий Рыболовлев, российский предприниматель, который входит в двадцатку самых богатых людей России. По информации из различных источников, в 2013 году семья Рыболовлева взяла в аренду на 99 лет группу островов в районе западного побережья Греции. Скорпиос среди них – самый крупный, его называет бывшим земным раем Аристотеля Онассиса.


Дмитрий Рыболовлев намерен вложить в проект более €165 млн, сообщают «Русские Афины». Это будет первый фешенебельный частный остров в Греции, сдающийся в аренду.

Курорт площадью 161 акр создаст более 150 рабочих мест.

Проект предусматривает строительство роскошного отеля 5*, спа-центра, конференц-зала, тренажерного центра, детской площадки, бассейна, искусственного озера, вертолетной площадки, очистных сооружений, объектов по производству электроэнергии, большой сети дорог, птицефабрики, фермы. Появятся виноградник, фруктовые сады, огороды и т.д.

В дополнение к главному двухуровневому корпусу с семью роскошными апартаментами будут построены еще 12 вилл площадью от 500 до 1200 кв. метров каждая. Кроме того будут отремонтированы существующие прибрежные исторические дома на восточной и южной сторонах острова, в которых жил Аристотель Онассис.


Общая застройка на острове составит около 22 000 кв. метров.

Для реализации проекта подбираются самые передовые, экологически чистые технологии, которые позволят удовлетворить энергетические потребности «нового» Скорпиоса. Одна из новинок, которую уже изучают лидеры разработки, это солнечная крыша, созданная компанией Tesla Илона Маска и впервые запущенная в 2016 году. Она обеспечивает сбор солнечной энергии и ее преобразование в электричество, позволяя полностью покрыть потребности курорта в энергии.

Кроме того предусмотрена модернизация двух причалов, чтобы они могли принимать роскошные яхты.

Скорпиос предполагается сдавать в аренду на те периоды, когда там не будет присутствовать семья Рыболовлевых. По оценкам экспертов, арендная плата может достигать миллиона евро в неделю.

Проект планируется завершить к лету 2024 года.

Круизное судоходство России потеряло 75% турпотока

Объем пассажирских перевозок на внутренних водных путях России по итогам 2020 года сократился в среднем на 28,8%. Согласно предварительным данным, приведенным заместителем руководителя Росморречфлота Константином Анисимовым, количество пассажиров составило около 7,88 млн человек.

По данным федерального агентства, количество пассажироперевозок по Единой глубоководной системе страны сократилось примерно на 1,4 млн человек. Падение на транспортных маршрутах составило 21,2%, до 1,9 млн человек. Из них перевозка пассажиров на пригородных маршрутах сократилась на 40,2%, до 1,04 млн. Количество перевезенных туристов упало на 275,3 тыс., пассажиров экскурсионно-прогулочных судов – на 998,8 тыс.

Наиболее существенно, почти до критического уровня, пострадало от пандемии круизное судоходство. На туристических маршрутах снижение составило 75%, на экскурсионно-прогулочных – 59%. Тем не менее, с 26 июня прошлого года было возобновлено круизное судоходство. Организации водного транспорта были включены в перечень пострадавших отраслей экономики, что позволило многим из них воспользоваться господдержкой. В частности, было выделено 320 млн рублей на субсидирование пассажирских компаний, построивших новые суда по программе лизинга.

В Росморречфлоте также отмечают, что, несмотря на масштабные ограничительные меры из-за коронавируса, в отрасли были достигнуты и положительные результаты. Построенное впервые в истории на российских верфях круизное судно «река-море» «Мустай Карим» совершило 13 рейсов. Также появились новые круизные маршруты на Волхове и Енисее, в Татарстане спущен на воду первый речной пассажирский теплоход «Чайка» на сжиженном природном газе (СПГ), а в Санкт-Петербурге запущено прогулочное судно на электрическом ходу, сообщает портал «Круиз-Инфо».

Новогодний турпоток в Калининград сравним с пиковыми показателями ЧМ-2018

Турпоток в Калининград в новогодние каникулы оказался равен пиковым показателям лета 2018 года, когда город принимал матчи Чемпионата мира по футболу. Об этом сообщил министр по культуре и туризму региона Андрей Ермак.

«Турпоток в новогодние каникулы превзошел наши самые оптимистичные ожидания. Российские туристы полностью заместили иностранцев. С 30 декабря минувшего года по 10 января в регион приехало 53 тыс. туристов, что превышает показатели прошлого года – 48 тыс. В отдельные дни в аэропорт «Храброво» прилетало до 10 тыс. человек в день, что аналогично пиковым показателям летних дней ЧМ-2018, когда в Калининграде проходили футбольные матчи», – сказал г-н Ермак.

По его словам, на праздники крупные сетевые отели Калининграда были загружены на 80-90%. При этом гостиничный фонд морского побережья оказался невостребованным и был заполнен лишь на 20-30%. Такая же ситуация была и на востоке области – в городах Гусев, Советск.

В этой статистике, как сообщает «Интерфакс», учитывались лишь те отечественные туристы, кто провел в области хотя бы одну ночь. Но подавляющее большинство приезжавших россиян провели в регионе от 2 до 6 дней. На размещение в отелях они тратили от 7500 до 7700 рублей в день, отметил министр.

«Туристы активно посещали основные достопримечательности Калининграда. В музее Мирового океана побывало более 42 тыс. человек, в музее янтаря – 8,4 тыс., в Кафедральном соборе – почти 15 тыс. Каждое заведение приняло значительно больше гостей, чем в аналогичном периоде прошлого года»,- подчеркнул г-н Ермак.

Туристические компании региона постепенно восстанавливаются. По словам министра, за время пандемии в области не закрылось ни одного офиса тех 50 компаний, которые входят в федеральный реестр туроператоров.

Говоря о перспективах туристической отрасли на 2021 год, министр отметил, что «все зависит от продолжительности и жесткости ограничительных мер по коронавирусу. Возможно, в оптимистическом варианте мы сможет по итогам года выйти на показатели 1,8-1,9 и даже 2 млн туристов».

«Алеан» запускает онлайн-проект по продвижению российских регионов

Туроператор «Алеан» в этом году запустит B2B онлайн-проект «Открывай Россию с "Алеан"», направленный на продвижение внутреннего туризма. Это будет масштабная информационная кампания с использованием обучающих инструментов для турагентств, каналов digital-маркетинга, ресурсов отраслевых медиа.

«За 27 лет работы исключительно на рынке внутреннего туризма мы накопили колоссальный опыт и экспертизу, разработала десятки успешных программ и туристических маршрутов, отправил более 10 миллионов туристов, – говорит коммерческий директор компании Оксана Булах. – Мы знаем, как соответствовать запросам рынка, как помочь агентствам проникнуться российским туризмом и вдохновить их на продажи путешествий по стране».


В рамках проекта каждая неделя будет посвящена одному региону с привлечением профильных органов местной власти, ТИЦ, представителей объектов размещения. Они будут рассказывать о горнолыжных курортах, активных турах, поездках выходного дня, оригинальных экскурсиях, лечебных и спа-программах, сити-брейках. Запланированы мастер-классы от ведущих отелей и пансионатов.

У турагентств будет возможность погрузиться в изучение родной страны, поучаствовать в специальных рекламных турах, получить ценные призы и, конечно же, конвертировать полученные знания в активные продажи.

Проект продлится весь год с перерывами на активный летний сезон. А стартует он с представления курортов Краснодарского края. Это будет подробный рассказ о Сочи, Анапе, Геленджике и Туапсе.

По вопросам участия в проекте: Лариса Аханова, l.akhanova@alean.ru.

Куда и за сколько россияне путешествовали на новогодние праздники

Аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру проанализировал данные о проданных железнодорожных и авиабилетов на новогодние праздники. По данным аналитиков сервиса, среди тех, кто отправился в путешествие с 31 декабря по 10 января, 97% выбрали внутренний туризм и только 3% путешествовали за рубеж. В прошлом году соотношение было примерно 80% на 20%.

Средний чек за перелет туда-обратно по России составил 10 739 рублей, что на 18% меньше, чем год назад. Стоимость оформленных билетов в страны дальнего зарубежья изменилась незначительно (-4%), а вот билеты в Европу и страны ближнего зарубежья обходились покупателям в среднем соответственно на 29% и 52% дороже, чем год назад.

Самыми популярными российскими авиамаршрутами были рейсы между Москвой и Сочи, Санкт-Петербургом, Симферополем, Краснодаром, Минеральными Водами, Калининградом, Махачкалой, Екатеринбургом, Ростовом-на-Дону, Уфой. Средний чек по всем направлениям из топ-10 сократился по сравнению с прошлым годом, снижение составило от 3% (Симферополь) до 40% (Санкт-Петербург).

Среди зарубежных стран наиболее востребованы были полеты из Москвы в Ереван, Стамбул, Ош, Бишкек, Кишинев, Анталью, Минск. По сравнению с прошлым годом средние чеки по ряду городов существенно подросли. Билеты Москва – Ереван стали дороже в среднем на 38% за перелет туда-обратно, в Ош – на 69%, в Бишкек – на 71%, в Кишинёв – на 58%, в Баку – на 15%. Средний чек за перелет из Москвы в Минск и обратно вырос более чем втрое, а из Москвы в Ташкент – вдвое. Средние чеки за авиабилеты в Турцию, напротив, снизились. Так, перелеты из Москвы в Стамбул стали доступнее в среднем на 35%, в Анталью – на 21%.

На поездах россияне чаще всего путешествовали между Москвой и Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом, Брянском, Казанью, Владимиром, Ярославлем, Воронежем, Рязанью, Тулой. Также в топ-10 вошел маршрут Сочи – Краснодар. По большинству этих направлений произошло снижение среднего чека – от 2% до 15%. По трем направлениям из топ-10 средний чек вырос: Москва – Ярославль (+12%), Москва – Тула (+9%) и Сочи – Краснодар (+3%).

Для железнодорожных поездок из зарубежных стран пока доступна только Абхазия. Доля тех, кто отправился на поезде за границу, была минимальной, в основном люди все же путешествовали по России. Средний чек за билет в период новогодних праздников составил 1 997 рублей за поездку в одну сторону, это на 6% меньше, чем год назад.

Израиль готовится к возвращению туристов

Для Израиля 2020 год начался успешно. Ожидалось, что турпоток достигнет рекордной цифры 5 млн гостей. Но в марте, в связи с пандемией коронавируса, въезд в Израиль был закрыт. Всего страну успело посетить около 850 тыс. путешественников из разных стран.

По словам министра туризма Израиля Орит Фаркаш-Хакоэн, в настоящее время министерство работает над созданием национального проекта, который предусматривает целостный подход к вопросу развития туристической отрасли. План выхода из кризиса разрабатывается совместно с министерством здравоохранения Израиля. Он будет действовать согласно принципу – тот, кто больше всего пострадал, начнет работу одним из первых, когда страна выйдет из режима изоляции.

В настоящий момент Израиль является мировым лидером по темпам вакцинации населения. «Это дает нам все основания переходить к активной подготовке плана работы для возвращения въездного туризма», – заявил генеральный директор министерства туризма Израиля Амир Халеви.

В прошедшем году, несмотря на непростой период, удалось реализовать немало серьезных проектов, которые помогли поддержать экономику. Так, министерство туризма в сотрудничестве с Земельным управлением Израиля выделило около десяти участков для строительства гостиниц. Таким образом, предполагается создание около 2 050 новых гостиничных номеров.


Минтуризма предоставило отельерам субсидии на общую сумму более $94 млн (300 млн шекелей). Они выдаются в три этапа, последний из которых будет в мае 2021 года. Помощь доступна даже небольшим гостиницам с номерным фондом в 11 комнат.

Эйлат и район Мертвого моря были объявлены «зелеными островами туризма». Израильтяне могли отдыхать в этих регионах в период пандемии, при условии предъявления отрицательного теста на коронавирус. Для стимуляции спроса на отдых, министерство запустило кампанию под названием «Верните туризм в Израиль», с участием израильской модели Шир Эльмалиах.

Был также инициирован проект, призванный помочь смягчить экономический удар для гидов, пострадавших из-за кризиса. В бюджет заложены тысячи экскурсий для широкой публики, которые будут проходить до марта 2021 года при сотрудничестве с Управлением природы и парков Израиля, а также, впервые, с местными органами власти. В рамках этого проекта выделено примерно $3 млн (10 млн шекелей) на оплату услуг гидов.

Туристическое ведомство провело в 2020 году множество вебинаров и продолжило участвовать в оффлайн и онлайн выставках в Европе, США и Азии, а также увеличило свою активность в социальных сетях. В прошлом году все страницы ведомства в соцсетях набрали без малого 6 млн подписчиков.

Продвигался Израиль и через различные каналы СМИ. Кроме того, в 2020 году министерство сотрудничало с Израильской академией велоспорта, которая впервые участвовала в велогонке «Тур де Франс» с логотипом министерства и слоганом «Тель-Авив и Иерусалим, два города – один отпуск».