Почему туркомплексы в регионах Северного Кавказа приносят убытки
Счетная палата России опубликовала результаты проверки АО «Курорты Северного Кавказа». Аудиторы констатировали, что компания не достигла поставленных целей, много расходует и не получает доходов.
Под управлением АО «Курорты Северного Кавказа» находятся всесезонные туристско-рекреационные комплексы «Архыз», «Матлас», «Эльбрус», «Армхи», «Ведучи», «Цори», «Ведучи» и Каспийский прибрежный кластер. Компания должна была в 2018 году создать более 12 тыс. рабочих мест, получить выручку 8 млрд рублей, увеличить поток туристов до 2 млн человек в год. «По факту ни одна из этих целей не была достигнута. В 2018 году регион посетили только 683 тыс. человек, создано всего 619 рабочих мест», – сообщила на коллегии Счетной палаты аудитор Светлана Орлова.
Инвесторы вложили в туркластер чуть больше 2,2 млрд рублей, или всего 8% от запланированных объемов. А 29 из 33 зарегистрированных резидентов не выполнили обязательства на 21 млрд рублей.
С момента создания в 2010 году АО получило 31,4 млрд рублей из федерального бюджета. На содержание компании ушло 8,5 млрд рублей. Более 20 млрд направили на строительство инфраструктуры. Компания ежегодно направляла деньги на одни и те же объекты, меняя сроки строительства и сметную стоимость. Из-за несвоевременного решения земельных вопросов и проблем с разработкой документации работы затягивались, потенциальные резиденты уходили.
Последние три года организация терпит убытки. В 2018 году они составили 1,3 млрд рублей.
В КСК заявили, что при создании компании планировались другие объемы работ и финансирования. Их корректировали с учетом экономической ситуации в стране, особенностями рынка и строительства в труднодоступных горных районах региона. «С 2012 по 2018 годы в АО «КСК» поступило 26,4 млрд рублей вместо запланированных 60 млрд. Несмотря на это, мы продолжаем создавать рабочие места, делать курорты привлекательнее для туристов и резидентов», – сообщили в пресс-службе КСК.
По данным компании, в 2019 году туркластер посетили более 800 тыс. туристов (плюс 18% к прошлогоднему показателю). Большинство гостиничных мест на нынешний горнолыжный сезон было забронировано ещё летом. В КСК утверждают, что расширение туркластера положительно влияет на ситуацию в других отраслях, однако это не учитывается при подсчёте созданных рабочих мест. По информации властей Карачаево-Черкесии, к примеру, развитие курорта «Архыз» позволило создать более 2 тыс. рабочих мест.
Свою убыточность в КСК объяснили тем, что компания получает доход только от продажи ски-пассов, а тратится на содержание и эксплуатацию объектов инфраструктуры. К тому же, исходя из международной практики, курорту обычно требуется более 10 лет, чтобы выйти на самоокупаемость. «Архыз» к этой цели подошёл через семь лет работы.
Заместитель директора компании «Магтур», глава Центра содействия развитию туризма и спорта Карачаево-Черкесии Умар Айдинов считает, что неэффективность компании кроется в организации ее работы. Это касается непродуманного распределения земель, непрозрачности присвоения статуса резидента, непрофессионализма при распоряжении ресурсами. «Нелогично строить новые курорты и полностью игнорировать уже существующие комплексы, успешно работающие и без господдержки. Разумнее было бы сделать их локомотивами развития и помочь им расшириться за счёт новых локаций», – сказал г-н Айдинов порталу «АиФ-СК».
По его словам, отсутствует на курортах СКФО и система подготовки собственных профессионалов. Не ведётся сотрудничество с малым и микробизнесом, работающими в сфере обслуживания. А информационную и финансовую поддержку в первую очередь получают средний и крупный бизнес.
РОССИЯ
Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»Мария Свиридова
«Роза ветров НН», генеральный директор
«Нижний Новгород – карман России и начало ее духовности»