Роспотребнадзор предложил изменить отраслевой закон, чтобы усилить ответственность туроператоров
В Роспотребнадзоре прошло заседание Консультативного совета по защите прав потребителей, где обсуждался вопрос обеспечения защиты прав туристов при чрезвычайных ситуациях, угрожающих их безопасности. В заседании приняли участие представители Ростуризма, Росавиации, Всероссийского союза страховщиков, Российского союза туриндустрии, Ассоциации туроператоров России. Вел заседание глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.
На основании анализа имеющейся правоприменительной практики в сфере туризма Роспотребнадзор предложил внести изменения в закон № 132 «Об основах туристской деятельности в РФ». В частности, ведомство считает необходимым инкорпорировать в отраслевой закон нормы ст. 1212 Гражданского кодекса РФ «в целях более четкого определения пределов ответственности российских туроператоров за последствия фактически возникающих отношений туристов с различными субъектами в стране временного пребывания». В упомянутой статье ГК говорится, что клиенты турфирм, оплачивающие в России зарубежные услуги, имеют право на применение норм российского законодательства. По словам Геннадия Онищенко, законом определено очень мало оснований для того, чтобы туристы могли потребовать возврата своих денег за несостоявшиеся туры. Туроператоры не возвращают клиентам деньги, заявляя об уже состоявшемся переводе средств в гостиницы, но забывают, что турист покупал не отдельные турпродукты, а комплексную услугу. Глава Роспотребнадзора отметил, что участвующий в договоре оператор в первую очередь должен нести ответственность перед туристом.
Кроме того, Роспотребнадзор считает необходимым устранить законодательные пробелы, допускающие возможность фактического ведения туроператорской деятельности без выполнения соответствующих законных требований. Для этого предлагается уточнить понятие туроператора, дополнив ст. 1 отраслевого закона прямым указанием о том, что туроператором является лицо, внесенное в Единый федеральный реестр туроператоров, а также установить административную ответственность за нарушение этого требования. В тех же целях предлагается «усилить» норму, установленную ст. 4.1 закона № 132-ФЗ, указав, что юридические лица, реализующие на территории Российской Федерации «туристский продукт, сформированный иностранным туроператором», признаются туроператорами (со всеми вытекающими из данного факта юридическими последствиями).
В тоже время, присутствовавший на заседании вице-президент РСТ Юрий Барзыкин рассказал RATA-news, что, говоря о необходимости усилить ответственность туроператоров, Геннадий Онищенко привел любопытную статистику обращений граждан в Роспотребнадзор в 2010 г. Из 225 тысяч обращений по вопросу защиты прав потребителей лишь 2 тысячи относятся к сфере туризма, что составляет 0,9% от общего числа жалоб. Снизилось и количество проверок турфирм – с 2149 в 2008 г. до 1675 проверок в 2010.
***
Предложения Роспотребнадзора по законодательному обеспечению безопасности российских и иностранных туристов в Российской Федерации и российских туристов за рубежом, направленные в адрес Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму Федерального Собрания Российской Федерации:
– в соответствующей части инкорпорировать нормы ст. 1212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в законодательство РФ о туристской деятельности;
– учесть положения ст. 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 03.06.2009 № 121-ФЗ) и Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;
– уточнить понятие «туроператор», дополнив ст. 1 Закона № 132-ФЗ прямой дефиницией, устанавливающей, среди прочего, что туроператором является лицо, внесенное в Единый федеральный реестр туроператоров (ст. 4.1 Закона № 132-ФЗ);
– установить административную ответственность лиц, фактически ведущих туроператорскую деятельность без внесения в указанный реестр;
– обратить внимание на содержание самих понятий «реализация туристского продукта» и «туристский продукт», (в контексте положений п. 2 а. 779 и п. 3 ст. 1212 ГК РФ);
– гармонизировать законодательство Российской Федерации о туристской деятельности с общими требованиями гражданского законодательства (применение терминов «туристские услуги» и «договор об оказании туристских услуг»);
– расширить список оснований для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии, установленных ст. 17.4 Закона № 132-ФЗ;
– законодательно пресечь возможность осуществления деятельности, не подпадающей под сферу действия Закона № 132-ФЗ, по организации пребывания групп детей вне мест своего проживания;
– законодательно закрепить порядок оплаты медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания (абз. 2 ст. 17 Закона № 132-ФЗ) в случаях, когда размер таких расходов превышает размер возможного покрытия по медицинской страховке;
– дополнить список обязательной информации, предусмотренный положениями ст. 14 Закона № 132-ФЗ, в частности, упоминанием о требованиях к туристическому обслуживанию и организации отдыха законодательства страны временного пребывания.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»