Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Вся тяжесть решения искусственно созданной чартерной проблемы ляжет на плечи туроператоров

12:22, 14 мая 2010

Долгое молчание Росавиации, которая с марта этого года старательно избегала комментариев по поводу чартерных претензий регулярных авиакомпаний, вчера было прервано, что привело к грандиозному скандалу. На пресс-конференции в «Интерфаксе» директор Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Владимир Тасун, глава Росавиации Александр Нерадько, его заместитель Олег Клим и руководитель Ростуризма Анатолий Ярочкин рассказали, как будут фактически душить чартерный рынок в угоду национальному перевозчику.

Александр Нерадько объявил, что Росавиация должна навести порядок на рынке чартерных перевозок и будет делать это, основываясь на приказе Минтранса N92 от 17 июня 2008 г. Напомним, согласно этому документу авиакомпании, планирующие выполнять чартерные рейсы на каких-либо направлениях, обязаны согласовывать это с назначенными регулярными перевозчиками. «Мы должны, в первую очередь, учитывать интересы регулярных авиакомпаний и добиться перераспределения рынка в сторону регулярных перевозок, которые более безопасны», - сказал г-н Нерадько. Последовал и упрек в адрес туроператоров: «Нам необходимо выработать алгоритм, который поможет избежать проблем из-за того, что некоторые туроператоры продают пакеты на те чартерные рейсы, на которые у авиакомпаний не было разрешений», - заявил глава ведомства, которое в течение двух лет выдавало перевозчикам разрешения, невзирая на пресловутый приказ.

Теперь заявки на чартеры будут приниматься только после согласования с назначенными перевозчиками и удовлетворяться по остаточному принципу, то есть в том объеме, за который не возьмутся регулярные авиакомпании.

По словам Владимира Тасуна, Россией подписано около 100 межправительственных соглашений по авиаперевозкам, но 92-ой приказ будет применен лишь в отношении трех стран – Греции (Ираклион), Кипра (Ларнака) и Болгарии (Бургас, Варна). По всем остальным направлениям вопрос о допусках будет решать Росавиация. Поэтому, подчеркнул г-н Тасун, предупреждение некоторых перевозчиков, что по «назначенным» направлениям никто кроме них летать не будет – «пустая угроза». Очевидно, имеется в виду заявление коммерческого директора «Аэрофлота» Андрея Калмыкова. Однако этот тезис г-на Тасуна противоречат минутой раньше произнесенным словам Александра Нерадько об интересах регулярных перевозчиков и обязательном согласовании с ними чартерных полетов. Попытки журналистов тут же прояснить эту ситуацию ни к чему не привели.

Еще Владимир Тасун сообщил, что Минтранс разрабатывает вариант «передачи» назначенному перевозчику пассажиров чартерных авиакомпаний, которые до получения допуска подписали контракт с туроператором. А поскольку регулярные перелеты минимум на 20% дороже чартерных, г-н Тасун заверил, что Минтранс будет контролировать, чтобы эта «передача» осуществлялась без каких-либо доплат. Хотя совершенно очевидно, что ничем таким министерство заниматься не будет и вся тяжесть решения искусственно и сознательно созданной проблемы, как всегда, ляжет на плечи туроператоров. И это – практически в начале летнего сезона.

Руководитель Федерального агентства по туризму и президент Ассоциации туроператоров России Анатолий Ярочкин заявил на пресс-конференции, что полностью поддерживает решение Росавиации. «Это делается в интересах самих пассажиров. Авиакомпании, которые имеют в своем парке один-два самолета, практически потеряют возможность выхода на рынок, а туристы будут летать с надежными перевозчиками», - сказал г-н Ярочкин.

Такая откровенная и дружная поддержка органами исполнительной власти фактической монополизации рынка, мягко говоря, удивительна. У президента Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, как, впрочем, и у всего турбизнеса, это вызывает немало вопросов. Почему сама Росавиация в течение двух лет не исполняла приказ Минтранса? Почему авиационные власти спохватились, например, не в январе, а непосредственно в канун летнего сезона, когда договора подписаны и продажи уже идут? «Не надо питать иллюзий, что, в случае возникновения проблем с туристами по уже проданным турам, стрелки ответственности удастся перевести на туроператоров. Мы не собираемся быть заложниками конкурентных амбиций авиаперевозчиков», - сказал Сергей Шпилько.

Борис Рыбак, генеральный директор консалтинговой компании Infomost и известный эксперт авиационного рынка, считает, что все происходящее сейчас в сегменте чартерных авиаперевозок противоречит мировым тенденциям. «С конца 90-х годов Россия шла по пути либерализации рынка внутренних авиаперелетов. Путь получился кривой, не всегда правильный, но все же привел к резкому увеличению объема перевозок, - говорит г-н Рыбак. – Любые действия, направленные на ужесточение, ведут к уменьшению трафика. И, конечно, зарегулированный рынок – это дорогой рынок». Эксперт назвал действия Росавиации «рудиментарным регулированием», которое отбрасывает Россию в 60-70-е годы прошлого века и ставят ее на одну ступень с такими одиозными странами, как Северная Корея и Иран. Поведение «Аэрофлота», без зазрения совести лоббирующего свои интересы, неприемлемо для национального перевозчика, убежден Борис Рыбак. «В Европе так давно уже не носят», - образно выразился эксперт.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно