Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Турбизнес Урала объединился для защиты своих интересов

08:07, 14 июня 2006

В Екатеринбурге прошло совещание в формате круглого стола с участием представителей туристических ассоциаций и независимых турфирм Уральского региона. Обсуждался проект поправок в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части, касающейся введения финансовой ответственности туроператоров.

Как сообщает «Уральский туристический сервер», в работе круглого стола приняли участие представители Уральской ассоциации туризма, Пермской туристской гильдии, НП «ИТЦ Тюменской области», Челябинской ассоциации туристических организаций, а также представители независимых турфирм и приглашенные эксперты.

Итогом работы стало коллективное письмо-обращение на имя руководителя Федерального агентства по туризму Владимира Стржалковского, в котором изложены замечания в адрес законопроекта, а также предложения по изменению механизма определения суммы обеспечения фингарантий с учетом региональной специфики и вида туризма.

В частности вместо фиксированных сумм обеспечения предлагается дифференцированный подход, учитывающий вид туризма, способ перевозки, фактические объемы деятельности туроператора. Также предложено освободить от предоставления фингарантий туроператоров по въездному туризму, поскольку иностранные туристы, прибывающие в Россию, уже защищены законодательством своих государств.

Копии письма направлены в профильные комитеты Госдумы РФ и Торгово-промышленной палаты РФ, полпреду Президента в УрФО, министру по физкультуре, спорту и туризму Свердловской области, а также президенту Российского союза туриндустрии Сергею Шпилько.

Руководителю Федерального агентства по туризму РФ

г-ну Стржалковскому В.И.

КОПИИ:

Председателю Комитета Государственной Думы РФ

по экономической политике, предпринимательству

и туризму

г-ну Драганову В.Г.

Председателю Комитета ТПП РФ

По предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности

г-ну Барзыкину Ю.А.

Полномочному Представителю Президента РФ в УрФО

г-ну Латышеву П.М.

Министру по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области

г-ну Вагенлейтнеру В.А.

Президенту Российского союза туриндустрии

г-ну Шпилько С.П.

В связи с подготовкой Федеральным агентством по туризму изменений к федеральному закону от 24.11.1996г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части введения механизма финансового обеспечения ответственности туроператоров перед потребителями туристических услуг, хотели бы донести до Вашего сведения позицию профессиональных туристических ассоциаций и турфирм Уральского региона.

С 2007 года в России отменяется процедура лицензирования международной туристической деятельности, как для турагентов, так и для туроператоров. По оценкам экспертов, это приведет к тому, что государственный контроль за деятельностью туристических компаний существенно ослабнет, а единственным способом защиты интересов потребителей туристических услуг будет суд. В нашей стране, где и без того было довольно много недобросовестных игроков на туристическом рынке, отмена лицензирования приведет к росту количества всевозможных афер, турфирм-однодневок и т.д.

В данной ситуации Федеральное агентство по туризму обоснованно ставит вопрос о защите интересов потребителей, через введение механизма финансового обеспечения ответственности туристической компании перед ее клиентами. Мы, безусловно, разделяем озабоченность Ростуризма и его стремление решать данную проблему цивилизованными методами.

Однако предлагаемый законопроект готовится Ростуризмом в закрытом от туристической общественности режиме, что вызывает недоумение и озабоченность. О сути законопроекта мы можем судить только по интервью с чиновниками федерального агентства, но и этой информации достаточно, чтобы понять, что данный проект закона далек от совершенства и не решает, а по некоторым позициям только усугубляет проблему.

Ниже изложены несколько аспектов, по которым возникают наиболее серьезные вопросы.

1. Предложенная дифференциация сумм обеспечения в зависимости от вида туризма спорна, т.к. в неравное положение ставятся потребители туристских услуг, для защиты интересов которых и готовится данный законопроект.

В частности, если говорить о въездном международном (10 млн. рублей) и внутреннем (1 млн. рублей) туризме, то данная система носит явно дискриминационный характер по отношению к гражданам России. В обоих случаях потребители будут получать одинаковые услуги на территории Российской Федерации.

Непонятны вообще мотивы, по которым въездной международный туризм по суммам обеспечения приравнен к выездному туризму (10 млн. рублей). Подавляющее большинство иностранных туристов приобретают туры в Россию не у российских компаний напрямую, а через сети продаж зарубежных туроператоров и, в соответствии с законодательством этих стран, их интересы как потребителей туруслуг уже защищены. По сути, нам предлагается механизм двойного страхования ответственности для иностранных туристов. Кроме того, высокая фиксированная сумма финансовых гарантий ущемляет интересы въездного туризма, неизбежно скажется на росте цен, что приведет к падению рынка, который уже и так второй год снижается из-за высокой инфляции в России и укрепления реального курса рубля по отношению к иностранным валютам. Предлагаемая сумма обеспечения неподъемна для абсолютного большинства региональных туроператоров по въездному туризму и приведет к закрытию данных фирм. В ряде регионов въездной туризм вообще перестанет существовать. Социальные последствия этого очевидны: тысячи людей лишатся работы, что особенно страшно в небольших городках и местечках.

2. Методика расчета суммы обеспечения предлагаемая Ростуризмом является слишком упрощенной. Сами по себе предлагаемые фиксированные суммы обеспечения, не отражают специфику, объемы реализации, количество туристов различных по видам деятельности туристических компаний, и ведут не к защите интересов потребителей, а к монополизации рынка. Ведь если для небольших туроператорских компаний 10 млн. рублей являются необоснованно завышенной суммой обеспечения, то столичных гигантов, отправляющих в неделю несколько десятков чартеров, данной суммы будет явно недостаточно для защиты интересов клиентов в случае банкротства турфирмы. Напрашивается вопрос к российским антимонопольным ведомствам: не лоббируются ли в данном варианте законопроекта интересы отдельных крупных туроператоров?

Предлагаемая жесткая схема фиксированных сумм обеспечения абсолютно не учитывает региональную специфику, где подавляющее большинство туристических компаний – это малый бизнес с годовым оборотом от 5 до 50 млн. рублей. Очевидно, что данный законопроект приведет к тому, что на российском рынке останется лишь несколько крупных туроператорских компаний, преимущественно столичных.

3. В таких европейских странах как Англия, Италия, Австрия, Голландия, Венгрия действуют от 1 до 3,5 тысяч добросовестных туроператорских компаний. Зарубежный опыт, на необходимость учета которого также ссылаются представители Ростуризма, при детальном рассмотрении говорит нам о том, что законы о финансовом обеспечении ответственности турфирм направлены не на сокращение числа туристических предприятий, а на защиту прав потребителей:

- Обязательное финансовое обеспечение ответственности турфирм, как правило, введено только для тех компаний, которые отправляют туристов за границу, и не касается въездного туризма.

- Схема определения суммы обеспечения дифференцирована в зависимости от вида туризма, способа передвижения (чартерные, либо регулярные рейсы), а главное - фактического финансового оборота туристической компании.

- В тех странах, где финансовое обеспечение введено только для туроператоров, законом детально проработаны механизмы и договорные взаимоотношения между туроператорскими компаниями и турагентствами.

- Как правило, четко прописан порядок использования сумм обеспечения в случае возникновения проблем с турфирмой. В первую очередь, деньги используются для возвращения туристов на родину. Затем следует покрытие расходов за время вынужденного пребывания туристов за рубежом, далее – возмещение убытков клиентам.

Исходя из вышесказанного, а также с учетом интересов цивилизованного развития индустрии туризма в Уральском регионе, участники круглого стола просят:

1.Довести до регионов проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

2.Совместно с региональными органами управления туризмом и региональными туристическими ассоциациями провести обсуждение предложенного проекта.

3. Произвести доработку закона в части фингарантий с учетом наших предложений ниже.

Предложения

Защита интересов потребителей, через введение механизма финансового обеспечения ответственности туроператоров, должна быть закреплена на законодательном уровне.

Новый закон должен защищать клиентов как больших, так и малых туроператорских компаний. При разработке методики формирования сумм обеспечения и механизма выплат необходимо учитывать реальный международный опыт в этой области.

В связи с тем, что финансовое обеспечение вводится только для туроператоров, в законе должны быть детально проработаны механизмы договорных взаимоотношений между туроператорскими компаниями и турагентствами.

Вместо фиксированных сумм обеспечения необходим дифференцированный подход, учитывающий вид туризма, способ перевозки, фактические объемы деятельности туроператора (объем реализации услуг предшествующего года).

Перечень рисков, на которые должно распространяться действие фингарантий, должен быть исчерпывающим и включать, прежде всего, форс-мажорные обстоятельства (землетрясения, цунами, тайфуны, эпидемии и т.п.) в стране (месте) временного пребывания, а также:

а) банкротство (исчезновение) туроператора, повлекшее за собой затраты по возвращению туристов на родину с места временного пребывания;

б) банкротство (исчезновение) туроператора, повлекшее за собой расходы за время вынужденного пребывания туристов за рубежом, либо в месте временного пребывания на территории России;

в) банкротство (исчезновение) туроператора, повлекшее за собой иные убытки клиентов (исчерпывающий перечень, прежде всего возврат авансовых платежей клиентов в случае банкротства, либо исчезновения туроператора до начала обслуживания).

Наиболее эффективным кажется применение схемы обеспечения ответственности в виде банковской гарантии или страхового обеспечения ответственности на дифференцированную в зависимости от финансового оборота и вида туризма сумму. При этом предоставление фингарантии будет являться для туроператора обязательным условием для включения туристической компании в Единый Федеральный Реестр Туроператоров и будет служить инструментом государственного контроля, а также будет защищать интересы потребителей туруслуг.

По видам туризма предлагается следующая схема:

Выездной международный туризм

Сумма обеспечения:

для туроператоров, организующих туры с перевозкой на чартерных рейсах - 4% от фактического объема реализации услуг прошлого года, но не меньше 1000 000 руб.;

для новых туроператоров – 4% от заявляемого планируемого оборота, но не меньше 1000 000 руб., с повышающим коэффициентом на следующий год в случае превышения заявляемой суммы оборота;

для туроператоров, организующих туры с перевозкой на регулярных рейсах, ж.д. транспорте, автобусе - 3% от фактического объема реализации услуг прошлого года, но не меньше 500 000 руб.;

для новых туроператоров – 3% от заявляемого планируемого оборота, но не меньше 500 000 руб., с повышающим коэффициентом на следующий год в случае превышения заявляемой суммы оборота.

Въездной международный туризм

Действие механизма фингарантий на туроператоров по международному въездному туризму не распространяется, так как интересы въезжающих в Россию иностранцев должны защищаться законодательством своих стран.

Внутренний туризм

Сумма обеспечения:

для туроператоров, организующих туры с перевозкой в другой субъект Российской Федерации - 2% от фактического объема реализации услуг прошлого года, но не меньше 300 000 руб.;

для новых туроператоров – 2% от заявляемого планируемого оборота, но не меньше 300 000 руб., с повышающим коэффициентом на следующий год в случае превышения заявляемой суммы оборота;

для туроператоров, организующих туры с перевозкой в том же регионе, в котором работает туроператор - 1% от фактического объема реализации услуг прошлого года, но не меньше 150 000 руб.;

для новых туроператоров – 1% от заявляемого планируемого оборота, но не меньше 300 000 руб., с повышающим коэффициентом на следующий год в случае превышения заявляемой суммы оборота.

Выражаем надежду на то, что наши конструктивные предложения будут услышаны и учтены при разработке законопроекта, так как они отражают интересы государственной политики, интересы потребителей туруслуг, а также интересы турбизнеса в регионах России.

Письмо подписали:

От имени и поручению Уральской ассоциации туризма - президент С.Е.БРУЛЁВ

От имени и поручению Пермской туристской гильдии - президент М.П.КРАСНОВ

От имени и по поручению НП «ИТЦ Тюменской области» - заместитель директора Н.В.СУХОРУКОВА

От имени и по поручению Челябинской ассоциации туристических организаций -

президент Л.М.МОСИНА

Обсудить в telegram

вам может быть интересно