Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Наш город купеческий. Но об этом забыли.

08:07, 14 июля 2004

Нижний Новгород входит в пятерку самых привлекательных для туристов мест в России, но по развитию туризма он находится в последней трети списка городов, занимающихся этим видом деятельности. Так мнение в интервью еженедельнику «Биржа» высказала генеральный директор туристической фирмы "Роза ветров-НН" Мария Свиридова. Чем объясняется столь большой разрыв между возможностями Нижнего в туризме и их реализацией?

- Занятие туризмом в России сравнимо с хождением по лезвию бритвы. И с точки зрения климатических условий: короткое и не всегда благоприятное лето, суровая зима. И с точки зрения экономики: наша фирма, например, внутренний туризм и прием дотирует из доходов, полученных за счет отправки нижегородцев за рубеж. Занимаясь только внутренним туризмом, мы зарабатывали бы лишь на себе жизнь. А вот чтобы сделать рывок вперед: создать нормальные условия для размещения гостей, пополнить автобусный парк, построить хорошие дороги - нужны другие деньги. Где их взять?

Туризм не принесет прибыли без туристов. Их должно быть много. Наш партнер во Владимире фирма "Владинвесттур" обслуживает в год более 100 000 иностранных путешественников. В Нижнем Новгороде, по данным нашей фирмы и гостиниц, с собственно туристическими целями или близкими к ним останавливаются для ночевки не более 8000 человек в год. Разница в десятки раз, хотя расстояние между нашими городами 200 километров. Другими словами, огромный поток туристов идет мимо столицы Поволжья.

Чтобы туризм в нашем городе стал сектором экономики, город должен иметь достаточное количество гостиничных мест. Сегодня при самом богатом воображении и при включении всех окрестностей в радиусе 20 км можно насчитать не более 2500 койко-мест. Естественно, к комфортабельному туристическому классу можно отнести лишь одну треть.

А парковки? Это постоянная головная боль. Наша фирма кормит туристов в двух ресторанах - "Купеческом" и "Трактире "Бугровъ". Так вот, чтобы "забить" место у "Купеческого", я заранее, пока нет машин, ставлю там свой автомобиль, причем ставлю поперек – чтобы потом поместился автобус "Мерседес". Хуже этой только ситуация возле Московского вокзала, где остановка автотранспорта вообще запрещена. Как быть с тяжелым багажом, никого не интересует.

Но проблема гостиниц и парковок еще не первая в списке. Первая та, что Нижний Новгород как объект показа, как исторический и культурный центр практически не известен. Сегодня продвижением Нижнего занимаются не более 15 турфирм и в малой степени областная и городская администрации. И это потому, что мы, турфирмы и обе администрации, не все делаем правильно.

Я имею в виду полное отсутствие взаимопонимания между городской и областной администрациями. И та и другая выделяют деньги на создание туристического имиджа Нижегородчины, но объединить их не могут. И областная, и городская администрации выпустили по каталогу с нашими программами и описанием возможностей города.

И все же лучше сделать хотя бы один красивый видеоролик о Нижегородской земле и продемонстрировать его по центральному телевидению, чем печатать миллионы буклетов, которые разбираются неизвестно кем и где. А буклеты вместе со своими программами турфирмы в состоянии заказать и сами.

Да, у нас существует областная программа развития туризма. То, что областной администрации удается выкраивать на нее деньги, уже большое достижение. Но, по моему мнению, было бы очень разумно тратить их не на создание новых музеев. Я считаю очень перспективными четыре направления: Городец, Семенов, Большое Болдино и Дивеево. Понятно, что областная администрация стремится раздать всем сестрам по серьгам, иначе на местах ее не поймут. Я же убеждена, что необходимо сосредоточить усилия на упомянутых четырех маршрутах, и работать с ними надо по очереди, грамотно распределяя силы и средства. И привлекать надо не столько туристов напрямую, сколько, скажем, московские, астраханские, казанские и другие турфирмы. Они, вооружившись нашими программами, литературой, ценами, будут предлагать своим клиентам поездки в Нижний Новгород.

Если говорить о главном туристическом объекте Нижегородчины, то нельзя не поддержать идею бизнесменов: сила земли Нижегородской прирастать будет делами современных купцов. И тема "Нижний Новгород - город купеческий" могла бы стать туристическим брэндом нашего города. Тем более что корни у Нижнего тоже купеческие. Об этом просто забыли.

Я считаю, что формировать имидж купеческого Нижнего нужно поэтапно. Во-первых, тематическая концепция должна быть выработана именно в администрации.

Во-вторых, люди, которые будут ее проводниками, должны принять концепцию и разработать методики и тексты экскурсий, аккредитовать гидов. На эти два этапа, в общем-то, и денег не нужно. Но необходимо «довести до ума» инфраструктуру, связанную с этой темой. Я имею в виду, например, восстановление на площади перед Речным вокзалом в первозданном или стилизованном виде фонтана-памятника. Его когда-то установили в честь купцов, которые на свои средства сделали первый в нашем городе водопровод. Или взять наш историко-краеведческий музей - один из лучших в Поволжье. Он уже более десяти лет закрыт, и никто не знает, что там происходит. Давайте кинем клич и пойдем с шапкой по кругу. Думаю, что турфирмы уж точно поддержат возрождение музея, потому что он им для работы нужен.

Если бы губернатором была я - собрала бы совет профессионалов: работников гостиниц, музеев, туристических фирм, автотранспортников, архитекторов. Всем сообществом выявили бы болевые точки, затем пути и средства избавления от них (кредиты, налоговые льготы и др.). Разбили бы крупные проблемы на конкретные, более мелкие. А дальше члены сообщества взялись бы решать эти конкретные проблемы.

О гостиницах и парковках я уже говорила. Есть еще проблема старения корпуса экскурсоводов, подготовки новых кадров, создания новой методики проведения экскурсий и новых текстов. Именно администрации должны возглавить эту работу, взять в свои руки лицензирование гидов. А за аккредитацию в бюджет заплатит сам желающий водить экскурсии или фирма, в которой он работает.

И, конечно, дело администраций - наладить производство сувениров с видами Нижнего Новгорода. Просто необходимо поддержать усилия Семеновской фабрики художественной (хохломской) росписи, которая пытается вернуть себе имя производителя хохломы, городецкой росписи, семеновских матрешек. Нелепо, что продукция, рожденная и создаваемая на Нижегородской земле, не работает на ее имидж.

Что касается предпринимателей, я бы объединила их в своего рода попечительский совет. Бизнесмены-нижегородцы, думаю, не уступили бы самарским коллегам, заслугой которых является создание в Самаре уже известного и у нас аквапарка, огромного количества турбаз, обеспечение транспортом - словом, хорошей инфраструктуры. Самарский бизнес теперь зарабатывает не только на земляках, но уже и на нижегородцах. Наши группы с удовольствием едут к друзьям-соперникам, чей уровень жизни выше, чем у нас. И чем лучше завтра будет жить каждый нижегородец, тем больше возможностей у нижегородского туризма стать реальным сектором экономики города и области. (voyage.ntann.ru)

На снимке (www.ratanews.ru): Мария Свиридова

Обсудить в telegram

вам может быть интересно